История возникновения и развития Центральной избирательной комиссии в России неразрывно связана со становлением парламентаризма, народовластия. Далее мы рассмотрим историю возникновения, реализации на практике идеи народного представительства в истории России и складывании избирательных комиссий.
В процессе становления отечественной государственности изначально формировались и соседствовали друг с другом две ведущие тенденции: великокняжеская, самодержавная, и общинная, земско-соборная, демократическая.
На всем протяжении политико-правовой истории России можно с известной долей условности наблюдать их параллельное движение: князь, его дружина и народное вече, избиравшее должностных лиц; атаман и казачий круг, определявший направление деятельности казачьего сословия; самодержец и Земские соборы как «Совет всея Земли»; император и Государственная Дума как попытка представить классы и сословия всего общества; Генеральный секретарь монопольной правящей партии и сама партия, Советы народных депутатов, по-своему стремившиеся к отстаиванию интересов человека труда, всего общества.
Взаимодействуя, эти тенденции то взаимно дополняли друг друга и, находя согласие, скрепляли общество, значительно усиливая одна другую, то вступали между собой в острое противоречие, нередко завершавшееся противоборством. И тогда, какая бы из них не одерживала верх, ее успех оказывался скоротечным и окончательным, а результатом становилось взаимное ослабление, падение престижа государства и авторитета институтов власти.
Говоря о возникновении, реализации на практике идеи народного представительства в истории России и о складывании избирательных комиссий, отметим, что первая серьезная попытка создать в России представительные органы власти, была связана с деятельностью Земских соборов. Они созывались на Руси примерно в течение 120 лет (середина 60-х годов XVI века – середина 80-х годов XVII века). Конечно, они не были и не могли быть парламентами в современном смысле слова. Тем не менее, при укреплявшемся самодержавии они обеспечивали представительство, как некоторых общественных сил, так и специфических местных интересов.
Лишь к концу XVII столетия самодержавная тенденция окончательно берет верх, и институт Земских соборов исчезает из политической истории. Однако вплоть до революции 1905 года идея Земского собора оставалась в России важным символом для разных политических сил.
Социальный и политический режим, введенный Петром Великим, бывший по форме и содержанию отрицанием идеи парламентаризма, тем не менее, постоянно порождал различные проекты введения в России представительной системы и реальные, хотя, на первый взгляд, не очень значимые структуры представительства.
С 30-х годов XVIII столетия русская политическая мысль интенсивно разрабатывает различные планы ограничения самодержавия с помощью органов парламентского типа. А в период правления Екатерины II возникают институты представительства сословий, сначала дворянства, затем купечества.
В ходе реформ Александра II в России рождается земство – всесословное (включая и крестьянство) представительство на уровне уездов и губерний. В 1870 году формируются городские сословные «парламенты» – органы городского самоуправления. Наконец, в 1906 году вводится общенациональный двухпалатный парламент, и до октября 1917 года в стране существует парламентская система, хотя, безусловно, нетождественная парламентаризму современного типа.
История соединения законодательной функции с представительством в России имеет достаточно давние корни, хотя и является менее древней и более фрагментарной, чем история собственно представительства. Это было связано, прежде всего, с характерными для того времени представлениями о том, что законотворчество и тем более законодательство не являются непрерывным процессом, то есть законы даются по мере надобности, в идеале – раз и навсегда.
Формы государственного устройства
Форма государственного устройства характеризует способ его политического и территориального деления, который обусловливает отношения центральных органов государства с его составными частями. В современном мире наиболее распространенными являются следующие формы: 1. Унитарная – единое государство, ч ...
Южно-курильская территориальная проблема начала перестройки
9 октября 1990 года в «Комсомольской правде» была опубликована статья А. Янова «Курилы: козырь перестройки», автор которой утверждал: «Эти острова «вам, собственно, не нужны». В том же октябре 1990 года С. Б. Станкевич предложил японцам разработанный им совместно с Г.Х.Поповым план создания на спор ...
Определение поставщика путем проведения торгов
С принятием ФЗ № 44 количество способов размещения заказа заметно увеличилось. Открытый конкурс: срок подачи заявок - 20 дней до даты вскрытия конвертов; внесение изменений - не менее чем 5 дней до даты окончания срока подачи заявок; рассмотрение и оценка заявок - не более 20 дней с даты вскрытия к ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).