Однако в определенных ситуациях практика возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица вполне оправданна. Так, если суд, при рассмотрении дела усматривает необходимость возбудить уголовное дело в отношении лиц, не привлеченных к уголовной ответственности, он выносит об этом мотивированное постановление.
В.С.Афанасьев в свое время писал следующее. При возбуждении уголовного дела часто одновременно возникает фигура подозреваемого, который задерживается на месте преступления. в самом сообщении о преступлении нередко содержится информация о лице, его совершившем. В связи с этим автор предложил внести в ст.52 УПК РСФСР дополнение, установив, что одно из оснований для признания определенного лица – подозреваемым – возбуждение уголовного дела в отношении него. Это предложение получило свое развитие в ст.46 УПК РФ.
Отказ в возбуждении уголовного дела . При отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела прокурор , следователь, дознаватель выносят мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ст.148 УПК РФ). Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ (отсутствие в деянии состава преступления) , допускается только в отношении конкретного лица.
В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела указываются время, место, данные о его составителе, содержание поступившего заявления (сообщения), и факты, установленные проведенной проверкой; мотивы и основания отказа в возбуждении уголовного дела; ссылка на соответствующие статьи уголовно-процессуального кодекса.
При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, прокурор , следователь , орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении (ч.2 ст.148 УПК РФ)
Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации , подлежит обязательному опубликованию.
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.
Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд в порядке , установленном ст.ст. 124 и 125 УПК РФ.
При рассмотрении жалобы прокурор вправе в течение 48 часов с момента вынесения дознавателем или следователем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменить его и возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ.
Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя.
Прокурор, следователь, дознаватель могут, не возбуждая уголовного дела, направить материалы по подследственности или подсудности, то есть передать их в тот орган, к компетенции которого относится рассмотрение и разрешение поступившего заявления или сообщения о преступлении. Например, если преступление совершено военнослужащим, то сотрудник милиции, получивший сообщение об этом, обязан зарегистрировать его и направить по подследственности в военную прокуратуру. Особого постановления при этом не выносится. Заявления или сообщения передаются по подследственности или подсудности с соответствующими сопроводительными письмами.
Стадии возбуждения уголовного дела в уголовном процессе принадлежит особое место. Основной задачей первоначальной стадии уголовного процесса является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Однако ни теорией, ни практикой не выработано единого мнения о том, что необходимо понимать под такими основаниями.
По действующему законодательству возбудить уголовное дело можно только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Некоторые процессуалисты считают, что упоминаемые в ч.2 ст.140 УПК РФ признаки преступления есть ни что иное, как признаки состава преступления, и для возбуждения уголовного дела необходимо наличие каждого из элементов, характеризующих общественно опасное деяние как преступление. Такое же мнение широко распространено и среди практических работников. Более 70 % опрошенных следователей и сотрудников органов дознания под достаточными данными, указывающими на признаки преступления, понимают информацию, которая достоверно свидетельствует обо всех элементах состава преступления. Это приводит к попыткам решить в начальной стадии задачи, перед ней не стоящие. Подобное толкование оправдывает в отдельных случаях несвоевременное возбуждение уголовных дел.
Международное право и правовая система России
Вопросы соотношения и взаимодействия международного права и правовой системы России приобретают особое значение в контексте процессов интеграции и глобализации. Конституционное право закрепляет механизмы распространения действия международно-правовых актов, международного права на национальные прав ...
Система и структура арбитражных судов Российской Федерации
Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную подведомственность, порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную А ...
Правовое положение, задачи, функции и
организационное построение службы вневедомственной охраны. Виды подразделений
вневедомственной охраны
В своей деятельности строевые подразделения полиции вневедомственной охраны руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом РФ «О полиции», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации. З ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).