Во всех развитых странах наука является важнейшим фактором общественного прогресса, определяет развитие производительных сил, эффективность экономики, обеспечивает высокое качество жизни населения. Наука должна предвидеть проблемы, которые встанут в ближайшее время и в перспективе, выявить зарождающийся спрос на новые знания, она должна убеждать практиков, что и как надо делать. Влияние науки на развитие общества осуществляется по трем направлениям: экономика, образование, духовные ценности (рис. 1). Каждая из этих сфер оказывает воздействие на другие. Таким образом, наука влияет на экономику как прямо, так и косвенно (через систему образования и духовные ценности).
Развитие науки
Экономическая Система Система духовных
система образования ценностей
Экономическое, интеллектуальное и духовное
развитие общества
Рис. 1. Взаимосвязь науки и общества
Управление экономическими и социальными процессами в науке имеет ряд особенностей, которые наиболее характерны для фундаментальных исследований и определяются следующими причинами:
фундаментальные исследования в отличие от прикладных не ориентированы на получение прибыли или аналогичного материального вознаграждения, вследствие чего проблема селекции результатов фундаментальных исследований не может быть решена с помощью рыночных механизмов;
люди, склонные к теоретическим исследованиям, как правило, не имеют предпринимательских способностей;
отсутствие патентного права в сфере фундаментальных исследований;
хотя фундаментальные исследования проводятся без какой-либо явной практической цели, они в конечном счете влияют на производство и образ жизни людей.
Опыт свидетельствует, что только государство способно регулировать технологическое развитие страны, аккумулировать заказы на науку, обеспечивать широкую доступность использования научных достижений в практических целях. Государство определяет стратегические направления развития науки, формирует и реализует государственные научно-технические программы и проекты, финансирует научную деятельность из бюджета, управляет научными организациями республиканского значения. Так, в 2000 г. за счет средств бюджета финансировалось 46,2% внутренних затрат на исследования и разработки.
Тем не менее наметилась тенденция падения удельного веса расходов на науку в общей сумме расходов государственного бюджета. В 2000 г. этот показатель составил 1,11%. В развитых странах расходы на науку и научные разработки составляют примерно (% к ВВП): в Японии — 2,8%, США — 2,6%, Германии — 2,4%, Франции — 2,3%, Великобритании — 1,9%, Канаде — 1,7%, Италии — 1,1%. В Республике Беларусь аналогичный показатель в 1998 г. составил 0,43%, в 2000 г. — 0,39%. Негативными тенденциями являются также падение платежеспособного спроса промышленности на научный товар и замедление темпов научно-технического прогресса. Доля предприятий, которые внедряли научно-технические разработки, составила в 1989 г. 63%, в 2000 г. — 3% (для сравнения в 2000 г. в США — 32%, в Японии — 23%, в Германии — 10%). Особо острой становится проблема утечки кадров за рубеж.
Статистическая сводка и обработка первичной
информации
Статистические данные, собранные в процессе наблюдения не позволяют получить обобщающие характеристики изучаемой совокупности, выявить закономерности ее развития, так как в процессе наблюдения фиксируются характеристики только отдельных единиц совокупности. Для получения обобщающих характеристик со ...
Конфликт законодательной и исполнительной ветвей власти
и доработка проекта Конституции Российской Федерации
Для характеристики последующего развития событий, которое привело к вооруженному противостоянию политических сил, требуется уточнить, что параллельно с работой Совещания шла работа Конституционной комиссии над своим проектом, учитывавшим дополнения как "президентского" проекта, так и пред ...
Понятие и субъекты административного права
Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений. Круг таких субъектов многообразен. Главное, что объединяет их — это об ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).