Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей народного хозяйства Республики Беларусь в обеспечении функционирования экономики и повышения уровня жизни населения. Основные фонды отраслей ТЭК составляют около 25% производственных фондов промышленности. Ежегодные затраты на энергоресурсы при производстве продукции и оказании услуг в общих затратах по всему национальному хозяйству республики возросли с 5% в 1990 г. до 30% в 1999 г.
ТЭК республики включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения всех видов энергоносителей: газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива и электроэнергии.
До начала 1990-х годов ТЭК республики формировался в составе бывшего СССР при наличии относительно дешевых топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что не способствовало проведению жесткой политики энергосбережения и не стимулировало интенсивное внедрению энергосберегающих технологий и оборудования. В результате энергоемкость ВВП в настоящий момент более чем в два раза превышает аналогичные показатели государств Европейского Сообщества.
Проводимые в республике реформы в малой степени коснулись отраслей ТЭК, что связано с их естественным монополизмом в области систем транспорта газа, передачи электроэнергии и централизованного теплоснабжения. Негибкая политика регулирования цен на энергоносители для различных категорий потребителей, существующая производственная структура ТЭК и отсутствие необходимой нормативно-законодательной базы способствовали проявлению отрицательных тенденций.
В настоящий период Республика Беларусь на 82% зависит от поставок ТЭР из России. Вследствие политических и экономических процессов в России прогнозируется рост цен на ТЭР до мирового уровня. Острой проблемой является износ оборудования в отраслях ТЭК, который в настоящее время составляет свыше 50%. Утрачен минимально необходимый строительный задел, позволяющий поддерживать действующие основные фонды, а инвестиционные циклы в ТЭК очень длительны и капиталоемки.
Монополизм отраслей ТЭК обусловливает необходимость государственного регулирования в данной сфере. Управление ТЭК Республики Беларусь осуществляет недавно созданное Министерство энергетики.
В сложившихся условиях основными целями энергетической политики Республики Беларусь являются поиск путей и формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей при сохранении экологически безопасной среды.
Достижение поставленных целей должно базироваться на:
— обеспечении надежного энергоснабжения республики с максимально эффективным использованием энергоносителей за счет постоянно проводимых организационно-технических мероприятий во всех отраслях народного хозяйства;
— использовании геополитического положения республики для транзита всех видов энергоресурсов стран СНГ, Балтии, Западной Европы;
— оптимальных режимах эксплуатации энергоисточников и вариантах энергоснабжения потребителей с учетом величины, видов и специфики нагрузок;
— удовлетворении интересов областей и отдельных городов в самообеспечении энергоносителями путем расширения их доли собственности в основных фондах энергетических объектов областного и городского значения и соответственно прав в экономическом управлении этими объектами при сохранении единства технологического управления энергетическими системами ТЭК;
— учете принципиальных различий условий энергообеспечения районов, загрязненных радионуклидами;
— технической политике, ориентированной на коренное повышение экономичности производства, распределения, использования ТЭР, экологической и аварийной безопасности объектов энергетики;
— приоритетах глубокой переработки нефти и комплексного использования углеводородного сырья.
Главным средством достижения целей энергетической политики является формирование энергетического рынка республики, при этом основным движущим механизмом снижения затрат должна стать конкуренция производителей и поставщиков энергии и топлива. Главный тезис экономической и тарифной политики — соответствие цен и тарифов затратам. Право их оперативной корректировки должно быть предоставлено энерго- и топливоснабжающим организациям по утвержденной Министерством экономики методике и под его контролем, а также обл(гор)исполкомов. Важное значение имеет введение многоставочных тарифов в зависимости от уровня напряжения, времени суток, сезона, региона потребления, категории потребителей и поставщиков энергии и топлива.
Анализ ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 года и
проекта ФЗ «Об образование» 11.02.2010 года
Провозглашение приоритетности области образования непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства. Государство ...
Завещание в
чрезвычайных обстоятельствах
Несмотря на то, что основной формой совершения завещания по-прежнему осталось нотариальное удостоверение завещания, новое законодательство в исключительных случаях допускает совершение завещания в простой письменной форме. В этом плане особый интерес представляет совершение завещания в чрезвычайных ...
Элементы договора бытового подряда
Сторонами договора бытового подряда являются заказчик и подрядчик. Заказчик — гражданин, заказывающий выполнение работ для удовлетворения собственных или иных личных потребностей. Подрядчиком по договору может являться только лицо, профессионально осуществляющее соответствующую подрядную деятельнос ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).