Право и закон » Государственное управление основными народнохозяйственными комплексами » Государственное управление топливно-энергетическим комплексом

Государственное управление топливно-энергетическим комплексом

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей народного хозяйства Республики Беларусь в обеспечении функционирования экономики и повышения уровня жизни населения. Основные фонды отраслей ТЭК составляют около 25% производственных фондов промышленности. Ежегодные затраты на энергоресурсы при производстве продукции и оказании услуг в общих затратах по всему национальному хозяйству республики возросли с 5% в 1990 г. до 30% в 1999 г.

ТЭК республики включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения всех видов энергоносителей: газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива и электроэнергии.

До начала 1990-х годов ТЭК республики формировался в составе бывшего СССР при наличии относительно дешевых топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что не способствовало проведению жесткой политики энергосбережения и не стимулировало интенсивное внедрению энергосберегающих технологий и оборудования. В результате энергоемкость ВВП в настоящий момент более чем в два раза превышает аналогичные показатели государств Европейского Сообщества.

Проводимые в республике реформы в малой степени коснулись отраслей ТЭК, что связано с их естественным монополизмом в области систем транспорта газа, передачи электроэнергии и централизованного теплоснабжения. Негибкая политика регулирования цен на энергоносители для различных категорий потребителей, существующая производственная структура ТЭК и отсутствие необходимой нормативно-законодательной базы способствовали проявлению отрицательных тенденций.

В настоящий период Республика Беларусь на 82% зависит от поставок ТЭР из России. Вследствие политических и экономических процессов в России прогнозируется рост цен на ТЭР до мирового уровня. Острой проблемой является износ оборудования в отраслях ТЭК, который в настоящее время составляет свыше 50%. Утрачен минимально необходимый строительный задел, позволяющий поддерживать действующие основные фонды, а инвестиционные циклы в ТЭК очень длительны и капиталоемки.

Монополизм отраслей ТЭК обусловливает необходимость государственного регулирования в данной сфере. Управление ТЭК Республики Беларусь осуществляет недавно созданное Министерство энергетики.

В сложившихся условиях основными целями энергетической политики Республики Беларусь являются поиск путей и формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей при сохранении экологически безопасной среды.

Достижение поставленных целей должно базироваться на:

— обеспечении надежного энергоснабжения республики с максимально эффективным использованием энергоносителей за счет постоянно проводимых организационно-технических мероприятий во всех отраслях народного хозяйства;

— использовании геополитического положения республики для транзита всех видов энергоресурсов стран СНГ, Балтии, Западной Европы;

— оптимальных режимах эксплуатации энергоисточников и вариантах энергоснабжения потребителей с учетом величины, видов и специфики нагрузок;

— удовлетворении интересов областей и отдельных городов в самообеспечении энергоносителями путем расширения их доли собственности в основных фондах энергетических объектов областного и городского значения и соответственно прав в экономическом управлении этими объектами при сохранении единства технологического управления энергетическими системами ТЭК;

— учете принципиальных различий условий энергообеспечения районов, загрязненных радионуклидами;

— технической политике, ориентированной на коренное повышение экономичности производства, распределения, использования ТЭР, экологической и аварийной безопасности объектов энергетики;

— приоритетах глубокой переработки нефти и комплексного использования углеводородного сырья.

Главным средством достижения целей энергетической политики является формирование энергетического рынка республики, при этом основным движущим механизмом снижения затрат должна стать конкуренция производителей и поставщиков энергии и топлива. Главный тезис экономической и тарифной политики — соответствие цен и тарифов затратам. Право их оперативной корректировки должно быть предоставлено энерго- и топливоснабжающим организациям по утвержденной Министерством экономики методике и под его контролем, а также обл(гор)исполкомов. Важное значение имеет введение многоставочных тарифов в зависимости от уровня напряжения, времени суток, сезона, региона потребления, категории потребителей и поставщиков энергии и топлива.

Смотрите также:

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность
Любое противоправное деяние, как уже отмечалось, влечет за собой юридическую ответственность. Однако из этого общего правила имеются исключения, связанные с особенностями кри­миногенных общественных отношений, когда законодательст­вом специально оговариваются такие обстоятельства, при на­ступлении ...

Паспорт бартерной сделки
Экспорт товаров, работ, услуг при совершении бартерных сделок, согласно п. 5 Указа № 1209, может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки и представления данного паспорта в таможенные органы. После этого осуществляется таможенное оформление товаров, перемещаемых через тамо ...

Характеристика завещания как односторонней гражданско-правовой сделки
Каким бы ни был уровень материального обеспечения гражданина (один владеет акциями и другими ценными бумагами, земельными участками, крупной недвижимостью, дорогостоящими транспортными средствами, другой – приватизированной квартирой и садовым домиком, третий имеет денежный вклад в банке, четвертый ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru