Материальные налоговые правоотношения связаны с реализацией в практике финансовой деятельности материальных (имущественных) нормативно-правовых предписаний и выражают налогово-правовой статус субъектов налогового права. Таковыми, например, следует считать правоотношения по исчислению налоговых ставок (ст. 346.31 НК). В материальных правоотношениях субъективные права и обязанности направлены на получение конкретных имущественных благ (для государства — аккумулирование доходной части бюджетов; для налогоплательщика - формирование оптимальной налоговой базы, использование налоговых льгот и т.д.).
Процессуальные налоговые правоотношения производны от материальных, возникают на основе процессуальных предписаний, предусматривают процессуальные права и обязанности субъектов налогового права, определенные процедуры проведения налогового контроля, разрешения налогово-правовых конфликтов, дел о налоговых правонарушениях и т.д. Поскольку одной из важных задач налогового права является обеспечение баланса частных и публичных интересов при правовом регулировании взимания налогов, то особое значение приобретает регламентация процессуальных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, специфика производства налогового контроля, выявления и пресечения налоговых правонарушений, защиты нарушенных прав налогоплательщиков, восстановления фискальных прав государства и т.д. Именно с помощью налоговых процессуальных норм деятельность субъектов публичной власти переходит в упорядоченный процесс принятия решений и их исполнения.
Налоговые процессуальные правоотношения закрепляют какие действия и в какой последовательности могут совершать субъекты налогового права; подведомственность дел о налоговых правонарушениях; порядок, осуществления налогового контроля; подведомственность производства отдельных контрольно-проверочных действий; порядок фиксации налогово-значимой информации; сроки совершения действий; виды и источники доказательств по делу о налоговом правонарушении; гарантии соблюдения налогово-правовых норм, законности и обоснованности принимаемых актов в сфере налогообложения, в том числе процессуальные и иные санкции за нарушение соответствующих правил; порядок восстановления нарушенных прав субъектов налогового права и т.д.
В зависимости от выполняемых функций налоговые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.
Регулятивные налоговые правоотношения характеризуются следующими особенностями:
возникают на основе регулятивных норм права;
обеспечивают функционирование правомерного поведения субъектов;
носят позитивный характер, т.е. в них устанавливаются позитивные налоговые права и обязанности субъектов; в их рамках осуществляются позитивные функции налогового права (регулятивная и экономическая);
служат средством упорядочения, закрепления и развития общественных отношений имущественного характера, связанных с формированием казны государства.
Примерами регулятивных налоговых правоотношений являются отношения по установлению и введению налогов, их исчислению и дате, получению инвестиционного налогового кредита, предоставлению информации налогоплательщику, соблюдению налоговой тайны и др., т.е. все те правоотношения, в которых субъекты налогового права ведут себя правомерно.
Регулятивные налоговые правоотношения могут быть подразделены на абсолютные и относительные.
Абсолютные налоговые правоотношения индивидуализированы только по одной стороне — той, у которой есть право-требование. Остальные субъекты обязаны не нарушать ее право либо исполнять возложенные обязанности. В абсолютных налоговых правоотношениях таким управомоченным лицом является государство или муниципальное образование. В правоотношениях такого рода управомоченному лицу в качестве обязанной стороны противостоит всякий и каждый субъект. Характерными примерами являются конституционная обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, право законодательного органа на введение на соответствующей территории региональных или местных налогов, право налоговых органов выявлять и пресекать налоговые правонарушения. Не смотря на то, что отмеченная конституционная обязанность является основой для создания всех последующих налогово-правовых норм, на ее основе конструируются остальные налоговые правоотношения.
Следует заметить, что абсолютные правоотношения не часто складываются в налоговом праве. Наиболее характерны для налогового права относительные правоотношения. Такие правовые связи двусторонне индивидуализированы, в них уполномоченному лицу противостоит конкретно определенный субъект с известным набором юридических обязанностей. Обычно в таких правоотношениях управомоченное лицо имеет право-требование, которому корреспондирует обязанность индивидуально определенного субъекта. К относительным налоговым правоотношениям относятся отношения по постановке на налоговый учет, уплате в бюджет или государственный внебюджетный фонд конкретно определенных видов налогов, возврату из бюджета излишне уплаченного налога, предоставлению отсрочки по уплате налога, обеспечению исполнения налоговой обязанности, осуществлению налоговой проверки и т.д.
Найдите легальное определение в национальном законодательстве следующих
правовых понятий
«Депутат местного Совета депутатов»: Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 27 марта 1992 года № 1547-XІІ «О статусе депутата местного Совета депутатов» «Депутатом местного Совета депутатов является свободно избранный гражданами, проживающими на территории, входящей в избирательный округ, представител ...
Субъективная сторона
Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что своими действиями, сопряженными с применением насилия или угрозой его применения, грубо нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу, и желает совершить эти действия, либо осо ...
Общие положения по гражданству
В Конституции Российской Федерации кроме заключенных в ней институтов - Конституционного строя, федеративного устройства государства, системы государственной власти и системы местного самоуправления, не маловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).