Принятый в 1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации в главе 33 предусматривает ответственность за преступления против военной службы и имеет некоторые особенности по сравнению с ранее действовавшим уголовным законодательством (глава 12 УК РСФСР).
Воинские преступления по новому УК получили наименование как «преступления против военной службы». Однако это не оказало существенного влияния на определение воинского преступления, поскольку объект преступления остался практически одним и тем же. В прежнем он определялся как порядок несения, а в новом — как порядок прохождения военной службы. В то же время следует иметь в виду, что понятие преступления против военной службы более широкое по сравнению с понятием воинского преступления и допускает не только нарушения порядка несения (прохождения) военной службы, но и всякое посягательство на интересы военной службы.
В отличие от УК РСФСР 1960 г., предусматривающего ответственность за воинские преступления, совершенные как в мирное, так и в военное время и в условиях боевой обстановки, нормы нового УК определяют ответственность только за преступления против военной службы, совершаемые в условиях мирного времени. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, должна быть в соответствии с ч. 3 ст. 337 УК РФ установлена законодательством военного времени.
В УК включены 22 статьи о воинских преступлениях, в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. их было 35. В новом УК декриминализированы угроза начальнику, промотание и утрата выданных военнослужащему для личного пользования предметов обмундирования или снаряжения, объединены такие составы преступления, как неповиновение и неисполнение приказа (ст. 332), самовольная отлучка и самовольное оставление части или места службы (ст. 337).
Из числа воинских преступлений исключены и перешли в раздел преступлений против государственной власти такие воинские преступления, как злоупотребление властью, превышение или бездействие власти, халатное отношение к службе (ст. 285, 286 и 293). Таким же образом решен вопрос об ответственности военнослужащих за разглашение военной тайны (ст. 283, 284).
К числу преступлений против военной службы отнесены неизвестные прежнему военно-уголовному законодательству нарушения правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343) и уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (ст. 347). Переведена
в число общих (ч. 4 ст. 34) норма о соучастии в преступлениях со специальным субъектом, которая ранее существовала лишь в понятии воинского преступления (ст. 237 УК РСФСР). Исключен квалифицированный состав сопротивления начальнику, сопряженный с умышленным убийством.
Уголовный кодекс РФ, кроме главы Особенной части о воинских
преступлениях, содержит значительное количество специальных норм в своей Общей части, применяемых только к военнослужащим в связи с совершением ими преступлений. Согласно ст. 11 УК РФ ответственность за преступления, совершенные на военном корабле или военном воздушном судне независимо от их нахождения, наступает по УК Российской Федерации. Аналогично решается вопрос и о военнослужащих российских воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации (ст. 12 УК).
В систему наказаний по новому УК (ст. 51) включен специальный вид наказания - ограничение по военной службе. Такое наказание предусмотрено в санкциях 16 статей за преступления против военной службы. За общеуголовные преступления оно может быть назначено военнослужащим, проходящим военную службу по контракту,
Научные основы экспертизы холодного оружия
Менее всего в криминалистическом учении о холодном оружии разработан вопрос о криминалистических и логических основах установления холодного оружия. Следует отметить, что отнесение предметов к холодному оружию неоднократно приводилось в качестве примера определения групповой принадлежности предмета ...
Организационно-управленческие
основы антикоррупционной политики
Организационную составляющую основ реализации антикоррупционной политики в Российской Федерации составляют: 1. Президент Российской Федерации, который: определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции; устанавливает компетенцию федеральных органов исполни ...
Дайте описание первым проектам внутрихозяйственного землеустройства в России
второй половины XIX в
В конце XIX в. помещичьи имения стали представлять крупные по земельной площади частные землевладения. Собственниками земель в них были дворяне, а также выходцы из других сословий, сконцентрировавшие у себя большие площади земельных угодий. Таких владений, площадью свыше 50 десятин (54,5 га), согла ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).