Действующая в настоящее время система конвенционных органов по правам человека состоит из шести комитетов: Комитета по правам человека; Комитета по расовой дискриминации; Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин; Комитета по экономическим, социальным и культурным правам; Комитета против пыток; упомянутого выше Комитета по правам ребенка.
Процедуры контроля, используемые этими органами, осуществляются в следующих формах:
изучение докладов государств, ратифицировавших международные соглашения по правам человека;
рассмотрение жалоб государств на государства и индивидуальных жалоб по поводу нарушения положений соответствующих конвенций.
К примеру, в Пакте о гражданских и политических правах, на основе которого функционирует Комитет по правам человека, содержатся статьи, закрепляющие права ребенка, в том числе его право на семью. Комитет предлагает государствам информировать его в своих Докладах о мерах, принятых ими для защиты детей.
Помимо изучения государственных докладов Комитет рассматривает жалобы частных лиц на нарушения их прав, закрепленных в Пакте. Лица любого возраста могут подавать жалобы в Комитет, если они находятся под юрисдикцией государства – участника Пакта, которое признало право Комитета рассматривать такие жалобы. Основной недостаток решений Комитета по правам человека по частным жалобам состоит в их рекомендательном, то есть необязательном, характере для государства, в отношении которого эти решения вынесены. Так, решения о нарушении Россией прав своих граждан, в том числе несовершеннолетних, так и не были приняты ею во внимание;
Наиболее эффективным с точки зрения защиты прав ребенка является Европейский Суд по правам человека. В его функции входит рассмотрение жалоб о нарушении прав, гарантированных Конвенцией (поданных государством, физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией).
Решения Европейского Суда являются обязательными для государства, в отношении которого они были вынесены. В дополнение к установлению факта нарушения Конвенции Суд может также присудить заявителю соответствующую денежную компенсацию и возмещение расходов.
В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод статей, напрямую затрагивающих права детей, не так уж много. Тем не менее к ребенку, как и к любому другому субъекту права, могут быть применены все положения этой Конвенции. И сама она, и прецеденты Суда свидетельствуют о том, что заявителем может выступить несовершеннолетний.
Наиболее часто при защите прав детей применяются следующие статьи Конвенции:
статья 3, предусматривающая свободу от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (в частности, в случаях применения к детям телесных наказаний в школе, родителями или по решению суда);
статья 6, провозглашающая право на справедливый суд (устанавливает специальные процессуальные правила для суда над несовершеннолетними, обвиняемыми в совершении преступления);
статья 8, где говорится о праве на уважение семейной жизни, о положении незаконнорожденных детей, о концепции действий Суда в интересах ребенка (выбор религии, имени и др.), о передаче государству права на опеку над ребенком, о случаях разлучения родителей детей по причине депортации родителей;
статья 2 Протокола 1 к Конвенции, посвященная праву на образование (например, образование в частных школах, уважение к философским убеждениям родителей).
На основании названных статей Конвенции Европейским Судом были разработаны в международном праве определенные правовые стандарты' регулирующие положение детей и, в частности, касающиеся их положения в семье.
В последнее время специалисты все чаще отмечают всевозрастающее влияние деятельности Европейского Суда на российское право. Действительно, появляется все больше случаев, когда решения Европейского Суда влекут за собой изменения как в принятии российскими судами решений по отдельным делам, так и в общих подходах к толкованию российского права, в том числе в области защиты прав ребенка.
Следует отметить, что выплата Европейским Судом денежной компенсации заявителю является зачастую самым явным, однако далеко не единственным обязательством государства, вытекающим из решения Суда. Констатация нарушения Конвенции предполагает возникновение обязательства государства-ответчика принять меры для того, чтобы положить конец нарушению и устранить его последствия с целью восстановления, насколько это возможно, ситуации, существовавшей до нарушения. Таким образом, на практике речь может идти о совершенно конкретных мерах индивидуального характера в отношении ребенка, которые не обязательно ограничиваются выплатой присужденной Судом денежной компенсации. Более того, помимо выплаты компенсации и принятия мер индивидуального характера решение Суда влечет за собой обязательство принять действенные меры для предотвращения новых нарушений Конвенции, подобных тем, которые были установлены в данном решении.
Конституция РСФСР 1978 года
Одним из наиболее интересных с правовой точки зрения этапов конституционного развития России в советский период выступает принятие Конституции СССР 1977 года и Конституции РФСР 1978 года. Предпосылками принятия указанных актов выступали: 1) естественное отмирание вопросов подавления эксплуататорски ...
Реклама в Интернет как отдельный вид электронной сделки
В настоящее время достаточно широкое распространение получило такое явление, как интернет-реклама. В соответствии со статьей 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации «реклама, и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное п ...
Отказ от защитника в уголовном процессе
Вопрос принятия отказа подозреваемого, обвиняемого от защитника является весьма сложным. Его неправильное разрешение может привести к нарушению прав гражданина на защиту. Поэтому дознаватель, следователь или прокурор, прежде чем принять решение, должен выяснить все обстоятельства, сопутствующие так ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).