Право и закон » Принципы предпринимательского права » Конституционные принципы предпринимательского права

Конституционные принципы предпринимательского права

Страница 1

Принципами предпринимательского (хозяйственного) права являются закрепленные в законодательстве основополагающие начала правового регулирования предпринимательской деятельности.

Основными принципами предпринимательского права являются:

— свобода предпринимательской деятельности;

— юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;

— свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

— получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;

— законность в предпринимательской деятельности;

— сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском праве;

— единство экономического и правового пространства;

— государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Свобода предпринимательской деятельности. Под свободой предпринимательской деятельности понимается право гражданина или организации начать и вести предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, которая помещена в гл. 1, определяющей основы конституционного строя. В ней говорится о свободе экономической деятельности, одним из видов которой является предпринимательская деятельность.

Более конкретно о свободе именно предпринимательской деятельности говорится в ст. 34 Конституции РФ. Согласно ч. 1 этой статьи каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данная статья находится в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина.

Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законом в общественных интересах. Одним из таких ограничений является система лицензирования отдельных видов деятельности. Эта система получила в нашей стране значительное распространение и используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью.

До 1995 г. порядок лицензирования отдельных видов деятельности определялся Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Согласно п. 4 ст. 21 этого закона перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, определялся Советом Министров РСФСР, Советами Министров республик, входящих в ее состав, а также уполномоченными ими органами. Установление столь широкого круга государственных органов, имевших право вводить лицензирование, привело к тому, что лицензионная система получила чрезмерное распространение. Это создавало почву для бюрократических излишеств в сфере экономики и не было обоснованным по существу, поскольку предварительный контроль за хозяйственной деятельностью путем выдачи лицензий во многих случаях мог быть заменен последующим контролем за этой деятельностью.

Улучшению и ограничению системы лицензирования способствует содержащееся в ст. 49 ГК РФ правило, согласно которому данная система может вводиться только на основе закона.

Основополагающим нормативным актом в этой области в настоящее время является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В нем устанавливается общий порядок лицензирования и предусматривается, что Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Кроме того, Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых проводится органами субъектов РФ. В ст. 17 закона приводится перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривается прекращение с 1 января 2007 г. лицензирования некоторых видов деятельности, указанных в ст. 17 Закона о лицензировании.

Юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность может вестись на базе любой формы собственности. Формы собственности, допускаемые в нашей стране, определяются в ст. 8 Конституции РФ. В ней указывается, что признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Протокол осмотра места происшествия
Следователь следственного отдела Восточного административного округа г.Москвы отделения внутренних дел старший лейтенант милиции Архипов М.М. получив в 11 час. 55 мин. сообщение по телефону от дежурного УВД об убийстве в магазине №40 продукты по адресу: г. Москва, ул. Молдагуловой д20, в 13 час. 00 ...

Южно-Курильская территориальная проблема в 1994-1997 годы
Сильное землетрясение, которое произошло в октябре 1994 года в открытом море у острова Шикотан, и цунами до основания разрушили жизнь островного населения. В результате многие заводы по переработке морепродуктов, школы, детские сады были либо полностью уничтожены, либо полуразрушены. Денежных средс ...

Порядок заключения, изменения и действие коллективного договора
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий (ст.40 ТК РФ). Не ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru