Принятие перечисленных документов реально способствовало началу процесса интенсивного перехода функций предупреждения преступности несовершеннолетних от правоохранительных и, прежде всего, милицейских органов, к иным государственным и общественным структурам и учреждениям, осуществляющим главным образом социальное обслуживание детей и подростков, защиту, их прав и законных интересов.
В 1995—1996 годах в Российской Федерации действовало 991 учреждение социального обслуживания семьи и детей, в том числе 92 центра социальной помощи семье и детям, 228 отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения, 88 центров психологической помощи, 78 центров экстренной психологической помощи по телефону. Помощь семье оказывали и центры, деятельность которых непосредственно направлена на социальную поддержку ребенка, оказавшегося в особо трудной ситуации. Это 150 приютов, 58 социально-реабилитационных центров, 25 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Для решения проблем устройства детей и подростков, лишившихся родительского попечения, была развернута сеть семейных детских домов (в 1995 году их насчитывалось 347), созданы специальные центры для оказания им необходимой помощи. Семейный кодекс РФ законодательно определил также возможности для помещения таких детей в приемные семьи.
Создана сеть специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для лиц, которые не сумели адаптироваться в обычной школе, склонны к агрессии, бродяжничеству, не имеют нормального контакта с родителями, чьи семьи принадлежат к группе риска. Кроме того, открыты и специальные (коррекционные) учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния.
Большинство этих учреждений действуют в республиканских, краевых и областных центрах. Они имеют разную ведомственную подчиненность и созданы комитетами по делам семьи и молодежи, органами социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел. В их работе участвуют общественные и благотворительные организации, трудовые коллективы, предприниматели, религиозные конфессии. Такое социальное партнерство позволяет расширять материальные, кадровые и финансовые возможности этих учреждений, сконцентрировать усилия на решении наиболее актуальных проблем социальной защиты несовершеннолетних.
Развитию сети этих учреждений все большее внимание уделяют федеральные и региональные структуры власти и управления в области семейной политики. К их числу можно отнести Комитет по вопросам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы, Комитет по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, Департамент проблем семьи, женщин и детей Министерства социальной защиты населения РФ, а также структурные подразделения федеральных министерств и ведомств социальной направленности, занимающиеся вопросами образования, воспитания, охраны здоровья, отдыха, культуры, бытового обслуживания и обеспечивающие выполнение семьей ее репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной и других важнейших функций. Однако число этих учреждений явно не соответствует масштабам проблемы, количеству детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Их созданию мешают как межведомственные трения и амбиции, отсутствие квалифицированных социальных работников, других специалистов по работе с несовершеннолетними правонарушителями, так и недостаток необходимых бюджетных средств.
Сдерживают процессы дальнейшего развития и совершенствования сети данных учреждений, повышения их роли в улучшении социального обслуживания семьи и детей неразвитость нормативно-правовой базы, недостаточность научно-методического обеспечения. Наблюдается явная недооценка, недопонимание роли этих учреждений и со стороны многих руководителей местных органов власти и управления.
Все это не позволяет осуществлять должным образом профилактику безнадзорности, бродяжничества детей и подростков, усиливает социальную напряженность, обрекает значительную часть детей на криминальный образ жизни, совершение преступлений.
Чтобы поправить сложившееся положение, Правительство РФ проводит в последнее время ряд мер, направленных на совершенствование государственной системы борьбы с преступностью несовершеннолетних.
Правовое регулирование прекращения предпринимательской деятельности
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» предпринимательская деятельность прекращается по инициативе предпринимателя, собственника имущества, или по решению суда. Согласно п.1 ст. 57 ГК ликвидация представляет собой прекращение правосубъе ...
Стадии законодательного процесса
Как любой юридический процесс и как процедура законодательный процесс имеет свои стадии, когда законопроекты рассматриваются на заседаниях палат, которые называются чтениями. Другие стадии связаны с работой комитетов и комиссий палат и поэтому часто называются комитетскими. Процедуры законодательно ...
Понятие предварительного расследования
Предварительное расследование - это урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность специально уполномоченных на то органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления, виновности лица, его совершившего, привлечению его к уголовной ответственности, защите н ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).