Определением Арбитражного суда Новосибирской области обеспечительная мера в виде ареста имущества по заявлению ответчика заменена на другую обеспечительную меру - запрет ответчику и другим лицам совершать действия по отчуждению недвижимого имущества.
Впоследствии между ответчиком и банком был заключен договор о предоставлении кредита и договор залога в обеспечение обязательств ответчика по договору о предоставлении кредита. В данном Постановлении ФАС ЗСО подтвердил, что кассационная инстанция находит правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что договор залога не нарушает обеспечительных мер, принятых определением арбитражного суда, и указал следующее.
"Заявитель в жалобе ссылается на то, что суд запретил совершать действия, направленные на отчуждение спорного имущества. Однако данное утверждение не соответствует определению Арбитражного суда Новосибирской области.
Из буквального толкования определения следует, что суд запретил ответчику и третьим лицам совершать действия по отчуждению недвижимого имущества.
Заключение договора залога не является "действием по отчуждению" спорного имущества.
Отчуждение заложенного имущества возможно при наступлении определенных обстоятельств и в порядке, предусмотренном ст.349 ГК РФ. Сам факт заключения договора залога не является отчуждением имущества. Собственник имущества в результате заключения договора залога остается прежним.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы права, в связи с чем оснований для отмены постановления не имеется".
Постановление, на наш взгляд, довольно странное. Даже если судом был наложен запрет только на отчуждение имущества, то следовало бы учитывать, что запрет на отчуждение имущества делает невозможным обращение взыскания на данное имущество, а в соответствии со ст.6 Закона об ипотеке не может быть заложено имущество, на которое не может быть обращено взыскание.
Стало быть, не допускается залог имущества, на которое наложен арест, а в случае заключения такого договора ипотеки этот договор является ничтожной сделкой.
Согласно ст.10 этого Закона договор об ипотеке заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, и подлежит государственной регистрации.
По общему правилу ст.11 Закона об ипотеке с этого же момента возникает и право залога, то есть право залогодержателя на заложенное имущество, однако если обязательство, обеспечиваемое ипотекой, возникло позднее, то право залога возникает с момента возникновения этого обязательства. С момента возникновения права залога заложенное имущество считается обремененным ипотекой.
Закон об ипотеке содержит главу IV, устанавливающую порядок государственной регистрации ипотеки. Напомним, что возможность установления в этом Законе особенностей государственной регистрации ипотеки предусмотрена п.5 ст.29 Закона о регистрации. Статья 19 Закона об ипотеке, как и ст.9 и 12 Закона о регистрации, содержит указание о том, что государственная регистрация ипотеки осуществляется органами юстиции в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Возможности установления какого-либо иного способа регистрации ипотеки или регистрации ее иными органами Закон об ипотеке не предусматривает. При этом, в отличие от ст.4 Закона о регистрации, изымающей условную недвижимость из сферы действия этого Закона, Закон об ипотеке, как следует из его ст.5, распространяет свое действие и на ипотеку условной недвижимости.
Понятие электронной цифровой подписи и ее юридическая значимость
Принятый 10 января 2001 года Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи» закрепил правовую основу применения электронно-цифровой подписи, а так же ее понятие. Статья 1 ФЗ прямо свидетельствует о том, что целью принятия данного Закона «является обеспечение правовых условий использования элек ...
Федеральное Собрание Российской
Федерации
Федеральное Собрание — парламент России — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации полномочия Федерального Собрания закреплены в главе 5 (ст. 94–109). Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная ду ...
Понятие и сущность предмета "Административное право"
В условиях становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь возникают изменения не только в экономической политической и социальной жизни, но и в сфере образования. Какую бы профессию не выбрали молодые люди, в какое учебное заведение ни поступили бы для продолжения образования, окон ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).