Помимо Следственного комитета существуют ряд органов, которые могут заниматься предварительным следствием. Это федеральная служба безопасности, органы по контролю за оборотом наркотиков и министерство внутренних дел.
I. Служба безопасности в основном направлена на обеспечение внутренней и внешней защиты Российской Федерации. Она осуществляет контрразведывательную деятельность, борьбу с терроризмом, пограничную и разведывательную деятельность. Деятельность регулируется законом о «Федеральной службе безопасности» и указом президента «Вопросы Федеральной службы безопасности». Предварительное следствие — часть работы, в рамках борьбы с преступностью. Федеральная служба безопасности занимается делами, непосредственно угрожающими Российской Федерации. К ним можно отнести шпионаж, терроризм, мятеж и иные преступления. Небольшое количество расследуемых ими дел объясняется сложностью поставленных задач.
То есть Федеральная служба безопасности — специализированный на защите государства орган. Предварительное следствие — не центральная среди ветвей ее деятельности и служит для обеспечения специфики службы.
Министерство внутренних дел — вероятно самое крупное из существующих министерств. Традиционно в него включаются все структурные подразделения — органы внутренних дел.
Логично предположить, что именно им следует заниматься предварительным следствием.
Главный орган предварительного следствия — следственный департамент (до 19 октября 2011 года следственный комитет при МВД РФ). Глава органа является заместителем министра внутренних дел. К подчиненным департаменту органам относятся: следственные части главных управлений Министерства внутренних дел по федеральным округам; следственные управления управлений на транспорте Министерства внутренних дел по федеральным округам; следственные управления (отделы) линейных управлений Министерства внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; главные следственные управления министерств внутренних дел по субъектам; следственные управления (отделы, отделения, группы) управлений, отделов Министерства внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; следственный отдел Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур".
Из регулирующих орган актов стоит выделить указы президента: «Вопросы Министерства внутренних дел РФ» и «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ». Количество преступлений, рассматриваемых министерством огромно — ненамного меньше чем в Следственном комитете. В основном к их компетенции относят преступления средней тяжести, а также тяжкие преступления, не требующие большой сложности в расследовании. В некотором смысле можно говорить, что следственные органы при МВД являются придатком к комитету, облегчая ему нагрузку. Можно полагать, что подобное сделано ради разделения полномочий.
То есть Следственный комитет занимается наиболее сложными преступлениями, а МВД составами полегче. Это позволяет сохранять профессионализм и специальность сотрудникам.
Задачами органов предварительного следствия является обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел Российской Федерации. Функции органа вытекают из поставленных перед ними задач.
Итак, органы предварительного следствия в МВД являются централизованной системой, служащей для расследования преступлений.
III. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков как и ФСБ является специализированным органом. Деятельность регламентируется согласно указу президента «Вопросы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков». Руководство деятельностью осуществляет Президент. ФСКН возглавляет директор, назначаемый президентом.
Следователи органов по контролю за оборотом наркотиков выполняют предварительное следствие по таким делам как контрабанда наркотических и психотропных веществ или средств для их производства (ч. 2-4 ст. 188 УК), незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества в крупном размере (ч. 2 ст. 228 УК). А также другие, связанные с незаконным использованием, хранением, распространением наркотических средств. Как можно видеть, осуществление предварительного следствия в федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков ведется в узких рамках их задач. В этом ФСКН имеет много общего с Федеральной службой безопасности.
Общее положение обращения взыскания на имущество должника
Обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста, то есть описи, изъятия и принудительной реализации. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и ины ...
Разбирательство дел о
несостоятельности в арбитражном суде. Общие положения
Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве наиболее ярковыявляются в сравнении с нормами АПК, регулирующими порядок рассмотрения арбитражным судом традиционных споров, поэтому попытаемся определить их, следуя основным положениям АПК. Подведомственность В соответствии со ст.33 А ...
Понятие морального вреда
Законодатель в ст. 151 Гражданского кодекса РФ определяет моральный вред как физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага. Как видно из данного определения, пр ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).