Как следует из названия предварительное следствие чаще всего осуществляет следователь - должностное лицо, призванное в соответствии с законом устанавливать событие преступления, заниматься розыском и изобличением виновного, принимать меры по возмещению ущерба, устранение причин и условий совершения, предупреждения новых преступлений.
Основной орган, где работают следователи — Следственный комитет. Ранее Следственный комитет состоял при прокуратуре. На базе этого органа по указу президента «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» был создан отдельный орган. В связи с его созданием высказывались различные предложения. В частности перевести Следственный комитет в рамки судебного следствия, пересмотрев его процессуальные полномочия.
Служба регулируется федеральным законом «О Следственном Комитете Российской Федерации», Конституцией, общепризнанными нормами и принципами международного права, международными договорами, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о следственном комитете и иными актами.
Система следственного комитета выглядит:
центральный аппарат Следственного комитета;
главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации
следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;
В систему могут входить научные и образовательные учреждения.
Руководство деятельностью органа осуществляет Президент. Непосредственно комитет возглавляет Председател, назначаемый Президентом. Он осуществляет организацию работы, утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата комитета, обладает иными полномочиями. Имеет несколько заместителей, также назначаемых Президентом.
На нынешнее время количество сотрудников не должно превышать 19156 человек, с 2012 года — 21156 человек. Военных следственных подразделений — 2034 единицы.
Задачи органа весьма разнообразны.
К ним относятся: оперативное и качественное расследование преступлений; обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина; осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц; организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств; осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства; совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах Следственного комитета.
Полномочия органа вытекают из поставленных перед ним задач. Например, взаимодействие с органами иностранных государств, создание проектов федеральных и федеральных конституционных законов, обобщение практики, производство предварительного расследования . Перечень указан в Положении о следственном комитете и не является исчерпывающим. Но основным логично полагать является предварительное следствие.
К подследственности органа относится большое количество уголовных дел. Их количество равно 136 (согласно статьям Уголовного кодекса).
Это свидетельствует о том, что следствие является основной работой органа. В основном рассматриваются тяжкие (похищение человека) и особо тяжкие (экоцид) преступления, что говорит о компетенции сотрудников комитета. Помимо этого следственный комитет рассматривает дела о преступлениях должностных лиц, перечисленных в 447 статье Уголовно-процессуального кодекса. К ним относятся депутаты Государственной думы, судьи и иные лица. Исключением является рассмотрение дел о нарушениях самих следователей, вероятно из-за возможной необъективности человека, осуществляющего расследование. По мнению некоторых авторо подследственность в уголовно-процессуальном законодательстве сформирована с ошибками. Часть расследуемых преступлений являются малозначительными, их раскрытие занимает столь необходимое время, происходит перерасход бюджетных средств, которые могли бы понадобится для значительно более серьезных преступлений. Учитывая это, предлагается часть дел отнести к подследственности органов дознания, например сбыт товаров, продукции, выполнение работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям законодательства (ст. 238 УК), а некоторые вынести в качестве административных правонарушений, в частности ч.3 ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа).
Разработка Конституционной комиссией проекта Конституции
Начало созданию Конституции 1993 года, нового Основного Закона Российской Федерации, было положено 16 июня 1990 года, когда I Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции России, которая и начала эту работу. Новая Конст ...
Классификация нормативно правовых актов
Сейчас мы переходим к рассмотрению такого вопроса как классификация нормативно правовых актов. И в самую первую очередь считаем целесообразным ознакомиться с их группированием в зависимости от юридической силы. По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы - ...
История становления и развития юридических фактов в гражданском праве
Правовое регулирование в обществе - мощный фактор преобразования общественных отношений, перестройки народного хозяйства, формирования позитивных социально-политических процессов. Но оно может выполнить свои задачи лишь в том случае, если опирается на объективную реальность, учитывает действительно ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).