Право и закон » Судебная власть в Российской Федерации » Конституционные принципы осуществления правосудия

Конституционные принципы осуществления правосудия

Страница 16

Возможность рассмотрения гражданских и уголовных дел в суде первой инстанции с участием присяжных заседателей предусматривалась и ранее. Так, Конституция 1978г. была дополнена соответствующей статьей (ст. 166), однако из-за отсутствия закона, определяющего порядок деятельности суда присяжных, эта норма не могла быть реализована. Теперь, в соответствии с положениями Конституции РФ закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР». реально обеспечивает гражданам возможность рассмотрения их дел судом присяжных на принципах состязательности сторон. Принцип состязательности был известен нашему уголовному процессу и ранее, но он не был обеспечен в полной мере: на суд возлагалось собирание доказательств; участие прокурора по всем делам было необязательным.

Введение суда присяжных означает установление новой формы судопроизводства: вопрос о виновности лица, привлеченного к ответственности, решается присяжными самостоятельно, по внутреннему убеждению. Они должны ответить на три вопроса: доказано ли, что соответствующее деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый, имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли он в совершении этого деяния.

Присяжные заседатели (в отличие от народных заседателей) не имеют равных прав с судей при отправлении правосудия. В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения. Судья же в суде присяжных выносит приговор (обвинительный или оправдательный). Не во всех случаях обвинительный вердикт влечет обязательное вынесение обвинительного приговора, однако при всех условиях вопросы наказания судья решает единолично.

В отличие от народных заседателей присяжные не избираются. Коллегия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей и двух запасных.

Таким образом, широкое привлечение населения к осуществлению правосудия, и самостоятельность принимаемых решений должны характеризовать суд присяжных как наиболее демократическую форму судопроизводства.

В то же время, хочется отметить, что с участием представителей населения в судебном процессе, существуют определенные проблемы, о которых говорилось на V Всероссийском Съезде Судей: «Говоря о необходимости добротной законодательной базы для осуществления правосудия, следует заметить, что не все принятые законодательные акты учитывают возможности судов по их применению. К таким законодательным актам относится прежде всего Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ", который вместо облегчения и упрощения работы судов создал проблемы по формированию корпуса народных заседателей, поскольку большинство их отказывается от участия в осуществлении правосудия, что приводит к массовым срывам судебных заседаний». По мнению Съезда этот Федеральный закон принят вопреки сложившимся реалиям, а поэтому нуждается в серьезной корректировке с учетом потребностей судебной практики. В дальнейшем, 30 января 2001 г. Совет Судей РФ принял Постановление, в котором отметил, что «Исходя из того что существующий механизм участия граждан в отправлении правосудия в качестве заседателей оказался неадекватным современным требованиям, а применительно к деятельности военных судов он вообще не определен, необходимо коренным образом переработать Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции».

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Смотрите также:

Характеристики гражданского общества
Можно выделить несколько основных характеристик гражданского общества, среди которых можно выделить следующие. Гражданское общество, по мнению М.Н. Марченко характеризуется высоким уровнем материальной обеспеченности всех без исключения членов общества и неразрывно связанный с этим высоким уровнем ...

Понятие и признаки договора государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд
По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а го ...

Система органов местного самоуправления муниципального образования - Куединский район Пермского края
Для прохождения учебно - ознакомительной практики выбрано муниципальное образование - Куединский район Пермского края. Цель учебно-ознакомительной практики: знакомство с системой органов местного самоуправления муниципального образования, в частности с правовым статусом, функциями и полномочиями вы ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru