С точки зрения текстуальной формы, положения ст.18 УК РСФСР 1922 г. и ст.12 УК РСФСР 1926 г. объединяет решение двух вопросов:
1) об уголовно-правовых последствиях "общественно опасных действий" малолетних в возрасте до 14 лет;
2) об уголовно-правовых последствиях указанных действий несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет. Однако качество решения этих вопросов в УК РСФСР 1922 г. и 1926 г. имеет серьезные политические различия.
УК РСФСР 1926 г. отказался от понятия "наказание". Было бы ошибкой утверждение, что его "заменило" понятие "меры социальной защиты". Изменился не только термин, обозначающий уголовно-правовую реакцию на преступление. Изменилось уголовно-политическое значение этой реакции.
В УК РСФСР 1922 г. наказание трактовалось всё-таки как форма реализации уголовной ответственности за преступление (хотя и непропорциональная ему). По тексту и смыслу закона угадывалось различие между понятиями "наказание" и "мера социальной защиты". Наказание это основная форма реализации уголовной ответственности, отражающая социально-политическую суть преступления. Меры социальной защиты альтернативные или вспомогательные формы уголовно-правового принуждения, решающие задачи социальной адаптации опасной для общества личности или обеспечения безопасности общества от нее (ст.8 УК РСФСР 1922 г.). В этом контексте ст.18 УК РСФСР 1922 г. имела следующий дискурс: "Малолетние в возрасте до 14 лет уголовной ответственности не несут. Лица от 14 до 16 лет несут уголовную ответственность в форме наказания в случае, если к ним не могут быть применены меры социальной защиты".
И всё-таки уголовно-политический смысл этого положения УК РСФСР 1922 г. остается туманным до тех пор, пока не будет выяснен вопрос: являлись ли меры социальной защиты формой реализации уголовной ответственности, альтернативной наказанию, или они трактовались как отдельный от уголовной ответственности институт уголовно-правового принуждения? Дать определенный ответ на этот вопрос не представляется возможным.
В период действия УК РСФСР 1922 г. при обсуждении проектов Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. и УК РСФСР 1926 г. ученые упрекали УК РСФСР 1922 г. в политической непоследовательности. В частности в том, что предусмотренное в нем понятие "наказание" является отжившей буржуазной уголовно-правовой формой, противоречащей задачам, стоящим перед советским уголовным законом.
Действительно, согласно ст.5 УК РСФСР 1922 г. целью уголовного закона была защита государства трудящихся не только от преступлений, но и от общественно опасных элементов. Общественно опасными элементами, согласно ст.7 этого УК, признавались лица, совершившие вредные для общества действия, а также лица, занимающиеся "деятельностью, свидетельствующей о серьезной угрозе общественному правопорядку". Наказание как форма реализации уголовной ответственности, основанной на заключенном в формальные рамки деликте, действительно было совершенно непригодно для решения задачи защиты общества от опасной личности (да еще в условиях применения уголовного закона по аналогии ст.10 УК РСФСР 1922 г.).
Разбирательство дел о
несостоятельности в арбитражном суде. Общие положения
Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве наиболее ярковыявляются в сравнении с нормами АПК, регулирующими порядок рассмотрения арбитражным судом традиционных споров, поэтому попытаемся определить их, следуя основным положениям АПК. Подведомственность В соответствии со ст.33 А ...
«Царская гроза», как способ реализации верховной власти»
Термин «гроза» был традиционным для русской политико-правовой мысли и он наличествовал в политическом словаре задолго до его употребления Пересветовым. Сентенции о «грозном» князе встречаются в «Повести временных лет», «Слове о полку ' Игореве», но словосочетание «страх и гроза» появляется впервые ...
Значение экспертизы на
стадии предварительного расследования и судебного следствия
Судебная экспертиза, будучи способом получения доказательств, одновременно является средством получения новой информации или проверки уже имеющейся. Значит, она является еще и способом собирания, и способом проверки доказательств. Данный признак экспертизы характеризует ее как институт доказательст ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).