Разъяснение потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику их прав. Закон обязывает председательствующего разъяснить потерпевшему его права, которые предоставлены в судебном разбирательстве и в последующем. Гражданскому истцу и гражданскому ответчику права разъясняются в отдельности.
По делам частного обвинения весьма важно, чтобы потерпевший и обвиняемый примирились. Потерпевшему разъясняется право на примирение. При этом целесообразно разъяснить, что примирение исключает в последующем производство по поводу того же обвинения. Разъяснение права на примирение включает и сообщение о моменте судебного разбирательства, до которого допускается примирение.
Заявление и разрешение ходатайств. Для обеспечения полного, всестороннего и объективного исследования доказательств в судебном заседании закон предоставляет участникам судебного разбирательства право на возбуждение ходатайств о вызове новых свидетелей и экспертов и об истребовании вещественных доказательств и документов.
Суд оценивает и разрешает заявленные ходатайства исходя лишь из одного: имеют ли они значение для правильного разрешения рассматриваемого дела.
Ходатайства могут быть заявлены не только в устной, но и в письменной форме, в последнем случае они оглашаются в порядке поступления.
Вопрос о наличии ходатайств задается каждому участнику судебного разбирательства отдельно. Мнения участников судебного разбирательства по поводу заявленных ходатайств выслушиваются и фиксируются в протоколе судебного заседания.
По заявленному ходатайству суд, прежде чем принять решение, выслушивает мнение всех участников судебного разбирательства. Решение по заявленному ходатайству формулируется в определении суда. Отказ в удовлетворении заявленного ходатайства должен быть мотивированным. В зависимости от сложности принятия решения определение может быть принято в зале суда или в совещательной комнате.
Отказ в заявленном ходатайстве не является препятствием для повторного заявления ходатайства, в котором отказано, оно возможно в ходе последующего судебного разбирательства. Повторное отклонение ходатайства должно быть обосновано новыми данными, полученными в ходе дальнейшего судебного разбирательства.
Разрешение вопроса о возможности рассмотрения уголовного дела в отсутствие кого-либо из участников уголовного судопроизводства. Если судебное разбирательство невозможно продолжить в отсутствие кого-либо из участников судебного разбирательства и иных лиц, то суд выносит определение (постановление) об отложении судебного разбирательства. Определение об отложении дела слушанием или об его продолжении может быть вынесено как в совещательной комнате, так и в зале судебного заседания после совещания судей на месте.
Потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик, и их представители вправе принимать участие во всех судебных заседаниях по рассматриваемому делу для защиты своих прав и законных интересов. Поэтому неучастие этих лиц в последующих после отложения разбирательства дела судебных заседаниях должно носить добровольный характер, отражать их волеизъявление. Председательствующий при отложении разбирательства дела обязан разъяснить названным лицам право на участие в последующих судебных заседаниях, что должно быть зафиксировано в протоколе судебного заседания, и в дальнейшем извещать их о времени и месте следующих судебных заседаний.
При рассмотрении дела после отложения его разбирательства в ином составе суд обязан вторично обеспечить вызов и допрос в судебном заседании участников судебного разбирательства. Оглашать их показания и ссылаться на них в приговоре суд вправе лишь при наличии обстоятельств, исключающих возможность их явки в судебное заседание.
После отложения дела судебное заседание должно начинаться с подготовительной части независимо от того, рассматривается ли дело в том же или ином составе суда. Невыполнение этого требования является существенным нарушением процессуального закона.
Б) Судебное разбирательство
Судебное разбирательство состоит из судебного следствия, судебных прений, а также из вынесения и оглашения приговора.
В соответствии со структурой УПК, судебное следствие структурно отделено от подготовительной части судебного заседания и прений сторон. В ходе заседания это выделение должно быть понятно всем участникам судебного разбирательства, в первую очередь, подсудимому. Невыполнение судом данного требования существенно ограничивает права сторон, не дает им должным образом подготовиться и участвовать в судебном следствии как важнейшей части судебного разбирательства. Исключительно в ходе судебного следствия суд на основе состязательности сторон и с участием иных установленных законом лиц (участников судебного разбирательства) исследует доказательства, собранные в стадии предварительного следствия, доказательства, представленные участниками процесса в судебном заседании, а также доказательства, истребованные самим судом. Только материалы судебного следствия могут быть положены в основу приговора, и только на эти материалы могут ссылаться стороны в ходе прений.
Понятие, содержание и функции коллективного договора
Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК), а также акт социального партнерства работников и работодателя. Его основная задача – ...
Назначение наказания при совокупности преступлений
УК РФ во многом по-новому определяет порядок и пределы назначения наказания по совокупности преступлений. Согласно ч.1 ст. 17 УК РФ совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями статьи УК, ни за одно из которых лицо не ...
Формы и виды права собственности по российскому законодательству
В соответствии п. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При изучении данной статьи можно проследить, что Конституция РФ указывает на собственность, а не на право собственности, но в да ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).