В статье рассматриваются актуальные вопросы закупок для государственных нужд без проведения торгов. Анализируются предусмотренные законодательством основания закупок у единственного поставщика. Обозначены некоторые практические вопросы, связанные с реализацией данных положений закона.
Законодательство о закупках для государственных нужд допускает варианты проведения закупок без проведения торгов – запрос котировок и размещение заказа у единственного поставщика. Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд или муниципальных нужд, при котором заказчик предлагает заключить государственный контракт или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Это можно делать только в следующих случаях:
1) поставка товаров осуществляется поставщиком, деятельность которого относится к сфере деятельности естественных монополий. В соответствии со ст. 4 Закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности естественных монополий, регулируемых государством, относятся:
– транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
– транспортировка газа по трубопроводам;
– железнодорожные перевозки;
– услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
– услуги общедоступной электрической и постовой связи;
– услуги по передаче электрической энергии;
– услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
– услуги по передаче тепловой энергии;
2) производится оказание услуг водоснабжения и водоотведения в условиях естественных монополий;
3) осуществляются поставки культурных ценностей (музейных предметов, музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофондов и иных аналогичных фондов). В то же время, если предмет, приобретаемый заказчиком, является единственным в своем роде, действовать должен такой же порядок закупки – у единственного поставщика;
4) осуществляется работа по поддержанию мобилизационных мощностей;
5) оказываются услуги органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, а также иными организациями, которые вправе оказывать такие виды услуг;
6) возникла потребность в определенных товарах вследствие обстоятельств непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов заказа, требующих определенных временных затрат, нецелесообразно. В этом случае заказчик в течение одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченный в сфере осуществления контроля в сфере размещения заказа орган исполнительной власти соответствующего уровня управления бюджетом о заключении такого госконтракта;
7) производство товаров осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных постановлениями Правительства России;
8) представлена только одна заявка на конкурс или аукцион или на торги методом запроса котировок;
9) только один участник, подавший заявку на конкурс или аукцион, признан его участником;
10) конкурс или аукцион признан несостоявшимся.
В предусмотренных законом положениях имеются серьезные недоработки. Например, под сферу деятельности естественных монополий попадают услуги по передаче электрической энергии, тепловой энергии. В то же время мало какого государственного заказчика будут интересовать эти услуги сами по себе в отрыве от поставки самой энергии. Соответственно государственным заказчикам приходится проводить торги на закупку этой энергии, хотя цены на нее регулируются государством.
Формулировка о возникновении потребности в определенных товарах вследствие обстоятельств непреодолимой силы тоже заслуживает критики. Проблема заключается в том, что когда заказчик объявляет конкурс и на участие в конкурсе не представляется ни одна заявка, конкурс признается недействительным и заказчик должен согласовать с контролирующим органом закупку у единственного поставщика.
Согласование происходит в соответствии с Порядком согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). (Утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 3 мая 2006 г. №124). В соответствии с данным Порядком, для получения согласования государственный или муниципальный заказчик, направляет письменное обращение.
Особенности личностной характеристики несовершеннолетних преступников
Обращение к характеристике личности несовершеннолетних, совершивших преступления, имеет своей задачей определение качеств и свойств, отличающих совершивших преступление от сверстников законопослушного поведения. В связи с этим принципиальное значение имеет вопрос о роли общевозрастных особенностей ...
Классификация мотивов
преступного поведения
Немало споров в юридической литературе вызывает проблема классификации мотивов преступления. Прежде чем непосредственно приступить к классификации мотивов индивидуального преступного поведения, необходимо определить цель такой классификации. В зависимости от цели изучения мотивов она может быть раз ...
Ответственность за нарушение антимонопольного
законодательства
За нарушение требований антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о конкуренции установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Юридическая ответственность осуществляется в административном и судебном порядке. В частности, гражданско-правовая ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).