Нормативные правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу и до момента утраты ими юридической силы. Для каждого вида нормативного правового акта существуют свои правила вступления в силу.
Проблема выбора между старым и новым законом, актом, изданным государством, имеет большое и практическое, и теоретическое значение.
Для применения нормативного правового акта во времени необходимо определить начало и окончание его действия.
Вступление закона в силу означает, что с этого момента им должны руководствоваться, исполнять его и соблюдать все организации, должностные лица и граждане. Естественно, что до этого момента он не является обязательным. Более того, поскольку до вступления нового закона в силу действует старый закон, новым законом руководствоваться нельзя.
Существуют разные варианты определения времени вступления нормативных правовых актов в силу, причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта.
На практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других - с момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться в действие и по истечении определенного срока после их опубликования.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Обычно нормативные правовые акты действуют бессрочно, если в их текстах не оговорено иное. Определенный срок действия может быть установлен как для всего акта, так и для его части. Время действия акта может быть ограничено и наступлением указанного в нем события.
И так можно выделить следующие случаи вступления в силу нормативного правого акта:
с момента его принятия (издания) уполномоченным государственным органом (должностным лицом);
с момента его опубликования;
со времени, которое указано в самом нормативном правовом акте;
со времени, указанного в специальном акте о введении в действие закона (кодекса) либо другого нормативного правового акта.
Большое значение имеет определение времени утраты нормативным правовым актом юридической силы, т.е. времени прекращения его действия.
Действие акта обычно прекращается после истечения срока, на который он был принят, или изменения обстоятельств, на которые он был рассчитан, а также в случае его официальной отмены.
В Российской Федерации также используются различные варианты прекращения действия нормативных правовых актов.
Практике известны случаи, когда нормативный правовой акт теряет юридическую силу в связи с фактической заменой его новым актом, регулирующим те же отношения по-иному, хотя официально старый акт не отменен. Это не лучший способ прекращения действия нормативных актов, поскольку может вызвать ошибочные решения.
С действием нормативных правовых актов во времени связаны и такие понятия, как переживание закона и его обратная сила. Эти понятия выходят за рамки общих правил действия нормативных правовых актов во времени и относятся к числу исключений.
Переживание закона означает тот случай, когда отмененный акт продолжает какое-то время регулировать определенные отношения, возникшие до утраты им юридической силы. Такое положение встречается не часто и связано с тем, что некоторые отношения невозможно сразу привести в соответствие с вновь принятым актом. Обычно это касается длящихся правоотношений, что характерно для гражданского права.
В Российской Федерации возможность переживания закона прямо предусмотрена действующим законодательством.
Соотношение социальной и юридической
ответственности
Социальная ответственность возникает тогда, когда поведение индивида имеет общественное значение, регулируется социальными нормами. Социальная ответственность понимается в двух значениях: · ответственность позитивная (перспективная, проспективная) - означает осознание лицом необходимости выполнения ...
Систематизация нормативно правовых актов
В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только план ...
Преступления против порядка управления
Появление группы преступлений против порядка управления связано с общими процессами государственной централизации. Бунт против административных властей сравнен с верховной изменой, в частности к этому разряду отнесены нарушения карантинных постановлений и устава о проезжих грамотах (Уложение VI. 4) ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).