Право и закон » Институт гражданства » Особый институт двойного гражданства

Особый институт двойного гражданства

Страница 4

Положение ч. 1 ст. 62 не исчерпывает всех случаев приобретения гражданином Российской Федерации гражданства иностранных государств. Двойное гражданство вне рамок и условий международных договоров Российской Федерации может возникать у российских граждан вследствие коллизий законодательства, действующего в Российской Федерации, и законов иностранных государств. Так, ребенок российских граждан, родившийся на территории иностранного государства, регулирующего вопросы гражданства исходя из "права почвы", автоматически приобретает гражданство этого государства.

Возможность возникновения двойного гражданства вытекает и из международных договоров Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 4 Договора России и Республикой Таджикистан от 7 сентября 1995 г. дети, каждый из родителей которых на момент рождения ребенка состоял в гражданстве обеих сторон, приобретают гражданство обеих сторон.

Вопросы приобретения двойного гражданства могут определяться и регламентироваться другими правилами, если они предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 2 ст. 9 Закона о гражданстве).

Согласно ч. 2 статьи 62 Конституции РФ приобретение российским гражданином гражданства иностранного государства не затрагивает его правового статуса, не влечет за собой какого-либо изменения объема прав и свобод граждан Российской Федерации и одновременно не освобождает от выполнения установленных обязанностей.

Конституция говорит о том, что наличие двойного гражданства не должно умалять, т.е. сужать права и свободы гражданина. К этому следует добавить, что наличие двойного гражданства не должно и расширять эти права и свободы внутри России. Умаление, равно как и расширение, прав и свобод гражданина с двойным гражданством противоречило бы принципу единства и равенства российского гражданства, закрепленному в ст. 6 Конституции.

Российский гражданин с двойным гражданством пользуется на территории государства, предоставившего ему второе гражданство, такими правами и несет такие обязанности, которые предусмотрены законодательством этого государства. Это, в частности, подтверждается правилом ч. 2 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании двойного гражданства от 7 сентября 1995 г., согласно которому лицо, состоящее в гражданстве обеих сторон, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства обеих сторон. Отсюда следует, что российский гражданин, имеющий гражданство Таджикистана, постоянно проживающий на территории России, пользуется в полном объеме правами и свободами и несет обязанности гражданина Российской Федерации.Некоторые негативные последствия двойного гражданства, касающиеся дипломатической защиты лиц с двойным гражданством, прохождения ими воинской службы, могут быть устранены посредством двусторонних соглашений.

Согласно ст. 6 Договора Российской Федерации с Республикой Таджикистан лица, имеющие гражданство обеих государств, вправе пользоваться защитой и покровительством любой стороны. Защита и покровительство для таких лиц в третьем государстве предоставляется либо Россией, либо Таджикистаном в зависимости от места их постоянного проживания. Наряду с этим лицо с двойным гражданством, имеющее, например, постоянное местожительство в Таджикистане, может обратиться с просьбой о предоставлении защиты и покровительства к властям России.

Указанным договором урегулированы и вопросы выполнения воинского долга лицами с двойным гражданством. Стороны согласились в том, что такие лица проходят военную службу в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают на момент призыва.

Лица, прошедшие службу в соответствии с законодательством России, не подлежат призыву на военную службу в Таджикистане, и наоборот. Такие лица считаются выполнившими свой долг в отношении обоих государств. Это же правило распространяется и на выполнение обязанностей военнослужащего запаса.

Представляется, что заключение международных договоров с иностранными государствами, о которых упоминается в ч. 2 ст. 62 Конституции, может служить эффективным инструментом устранения негативных последствий двойного гражданства.

В случаях, когда коллизионные вопросы, возникающие из двойного гражданства (в первую очередь выполнение воинской обязанности), не урегулированы в договорном порядке, каждое государство сохраняет за собой полномочие требовать от лица, имеющего его гражданство, выполнения предусмотренных национальным законодательством обязанностей.

Положения ч. 3 ст. 62 Конституции РФ устанавливают конституционные основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Иностранными гражданами считаются лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Виды административных наказаний
В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего относится установление перечня видов административных наказаний и правил их применения. Все виды административных наказаний предусмотренные в РФ устанавливаю ...

Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП
Начнем с управленческих механизмов целевых программ, которые нуждаются в изменении. Эффективное межведомственное взаимодействие требуется не только на межпрограммном и программном уровнях, но и применительно к отдельным мероприятиям. Междисциплинарность многих программ обусловливает наличие даже на ...

Роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе, промульгация закона
Важная роль в законодательном процессе принадлежит Президенту РФ. Специфику форм его участия в законодательном процессе предопределяет особенность конституционного статуса Президента РФ как главы государства. Полномочия Президента в законодательном процессе можно разделить на так называемые общие и ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru