Ю.И. Мельников, фактически уравнивая представления о процедуре и процессе, писал о том, что поскольку «процесс» и «процедура» являются понятиями юридическими, определяющими порядок деятельности по применению норм материального права, следовательно, и «процесс» должен быть практически тождественен, т.е. равнозначен «процедуре».
Соотношение юридической процедуры и юридического процесса также рассматривается через призму процессуальной формы, понятие которой было разработано в юридической литературе еще в 70-80-х гг. прошлого века.
В литературе имеет место еще один подход к разграничению процедуры и процесса, согласно которому юридический процесс представляет собой содержание, а юридическая процедура - его форму. Его сторонники исходят из того, что процесс представляет собой совокупность процедурных действий – процедур. Последние, определяя порядок совершения указанных действий, должны составлять его внутреннее содержание. Отсюда процесс и составляющие его процедуры соотносятся между собой как форма и содержание, отражая взаимосвязь и целостность исследуемого объекта.
По мнению М.О. Ефремова, представляется более логичным отождествлять процедуры с содержанием, а сам процесс с формой, поскольку процедуры являются элементами процесса, образуют его внутреннюю структуру, а их совокупность составляет содержание самого процесса. Соответственно указанный выше подход в теории и на практике приведет к чрезмерному дроблению единого понятия процесса на различные его подвиды. В связи с этим М.О. Ефремов юридический процесс представляет как «совокупность юридических процедур, посредством которых осуществляется деятельность органов всех ветвей власти. К ним относятся: судебные, административные и законодательные процедуры, определяющие порядок реализации компетенции указанных органов и имеющие своим содержанием действия правоприменительного и нормотворческого характера. Специфика каждой из разновидностей юридической процедуры обусловлена особенностями форм реализации компетенции органа власти, установленной в соответствующих нормативно-правовых актах».
Конструкция соотношения процесса и процедуры, предложенная М.О. Ефремовым, в целом выглядит следующим образом: «если юридический процесс представляет собой некую совокупность действий органов власти, то нормативно-правовое регулирование этих действий предполагает их совершение в определенном порядке . этим «порядком» как раз и является процедура. Следовательно, все те действия, которые совершаются по правилам процедуры, являются процедурными. В свою очередь, если процедура закреплена и установлена правовыми нормами, она становится юридическим явлением и превращается в основной элемент юридического процесса».
Процедуру характеризуют как процессуальное правило реализации материальных норм, как последовательность актов и операций, осуществляемых в порядке присутствия определенных представителей власти или частных лиц с целью исполнения любого юридического акта, как определенное условие применения закона и исполнения решения парламентом либо судом. Процедуры в праве выражают и опосредуют социальную активность определенных субъектов в правовом поле по достижению необходимого юридического результата. Процедуры формируются и реализуются как в системе материального, так и в системе процессуального права,
Целевое назначение правовой процедуры предопределяется ее сущностью и местом в механизме правового регулирования и видится в формировании юридически правильного, мотивированного и сообразного порядка создания правовых норм и реализации прав и обязанностей субъектами правовых отношений.
Обобщив взгляды ученых о разновидностях юридических процедур можно сделать следующие выводы:
- в юридической литературе сложилась система разновекторных взглядов на вопросы разновидностей юридической процедуры, что обусловлено сложностью указанного явления, с одной стороны, а с другой, отражает тот или иной вопрос правового регулирования, составляет предмет исследования;
- подходы к классификации юридических процедур имеют несистематизированный характер и не в полной мере отражают особенности сущностных характеристик того или иного вида юридической процедуры;
- существующие подходы к классификации юридических процедур требуют соответствующего обновления в контексте современных тенденций развития юридической деятельности и правового регулирования ;
- на сегодня в юридической науке возникла необходимость формирования целостной классификации юридических процедур, что позволит их представить в виде соответствующей системы.
Особенности
принятия федеральных конституционных законов
Существуют особенности рассмотрения Государственной Думой и Советом Федерации федеральных конституционных законов. В соответствии со ст. 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством, не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Сове ...
Правовое регулирование деятельности ЦИК
В современной России историю ныне действующих избирательных комиссий можно вести с 1993 г., хотя и с определенными оговорками. Дело в том, что в 1993 г. избирательные комиссии были созданы на основе указов Президента РФ, а не на основе законов, да еще в условиях фактического отсутствия Конституции. ...
Особенности уголовного права
УПРФ - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере совершения преступлений и назначения наказаний. Только УПРФ определяет понятия преступности и наказуемости содеянного, основания уголовной ответственности и освобождения от нее. УПРФ регулирует общественные отношения ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).