Как отмечает О.Ф. Скакун юридический процесс можно классифицировать по различным основаниям:
- по правовым формам деятельности государства (правотворческий, правоприменительный, контрольно-надзорный, праворазъяснительный и др );
- по предметным материальным нормам: законодательный процесс; избирательный процесс; бюджетный процесс; земельный процесс и др (эти виды процессов служат элементом общей регуляции соответствующей отрасли в рамках конституционного, бюджетного законодательства и концентрируют действия, направленные на достижение главной цели закона - составления и исполнения бюджета, проведения голосования, формализацию его итогов и т.п.);
- по видам судопроизводства (конституционный, гражданский, хозяйственный, административный, уголовный). Судопроизводственные процессы выстраиваются вслед за соответствующими отраслями материального права.
Рассмотрим виды юридического процеса по правовым формам деятельности государства более подробно.
Правотворческий процесс - установленный правовыми нормами порядок деятельности социальных субъектов из познания и оценки правовых потребностей общества, формирования и принятия правовых актов, их обнародования и вступления их в юридическую силу. В зависимости от видов правотворчества можно выделить процесс народного правотворчества, законотворческий процесс, процессы подзаконного, местного, договорного правотворчества. Субъектами правотворческого процесса является народ, уполномоченные ими государственные органы, местные общины, органы местного самоуправления, общественные объединения, научные учреждения, негосударственные организации и т.п
Например, процесс народного правотворчества урегулирован разделом 3 Конституции Украины и Законом Украины «О всеукраинском и местных референдумах». Законотворческий процесс установлен разделом 4 Конституции Украины и Регламентом Верховной Рады Украины.
Праворазъяснительный процесс - установленный правовыми нормами порядок деятельности социальных субъектов, направленный на выяснение действительного смысла правовых норм и его разъяснения другим членам общества с целью правильной и одинаковой реализации этими членами норм права. Субъектами праворазъяснительного процесса выступают государственные органы законодательной, судебной, исполнительной власти, общественные объединения, научные учреждения, другие юридические и физические лица.
Наиболее процессуально урегулированным в Украине процесс официального толкования правовых норм Конституции и законов Украины, который осуществляется Конституционным Судом Украины. Порядок данной деятельности установлен разделом 12 Конституции Украины, Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» и Регламентом Конституционного Суда Украины.
Правореализационный процесс - установленный правовыми нормами порядок деятельности социальных субъектов по использованию, выполнению, соблюдению и применению норм права, направлен на использование этими субъектами предоставленных им прав, исполнение возложенных на них обязанностей, воздержание от совершения запрещенных действий и понесенения ответственности. Субъектами правореализационного процесса могут быть любые члены общества, в том числе, граждане, лица без гражданства, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица.
Например, процесс использования лицом своего права на получение лицензии на право пользования каналом вещания установлен Законом Украины «О телевидении и радиовещании» и решениями Национального Совета Украины по телевидению и радиовещанию «Об утверждении Положения об условиях конкурса на получение лицензии» и «Об утверждении Положения о порядок лицензирования каналов вещания».
Отдельно целесообразно остановиться на таком виде правореализационного процесса, как процесс применения норм права. Именно в порядке правоприменения осуществляется основная функция государства - охрана и обеспечение права, а также применение государственного принуждения. Привлечение государством субъекта общества к определенному виду ответственности влечет ограничения его в соответствующих (в том числе природных) правах и свободах, поэтому государственное принуждение должно применяться только уполномоченным органом, действующим строго в рамках закона, на основании закона и в соответствии с установленным процессуальным порядком. По указанным причинам именно юридический процесс применения правовых норм является наиболее урегулированным и детализированными в демократическом обществе. В Украине процессуальные нормы, которые устанавливают порядки применения материальных норм, составляют целые отрасли законодательства, например уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и т.д
Приведите примеры из судебной практики по вопросам применения норм о защите
права пользования
Практика судебных споров о выселении В настоящей статье мы рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы выселения, которые наиболее актуальны для судебной практики и на которые в своем Постановлении от 2 июля 2009 г. N 14 Верховный Суд РФ обратил особое внимание. В последнее время периодически наблюд ...
Понятие источника права
Говоря об источниках права, следует помнить, что право получило свое название от выражения «юстиция», т.е. «правда, справедливость». Различают естественное и позитивное право. 1. Естественное право, т.е. правила поведения, вытекающие из свободной воли как естественного состояния человека и призванн ...
Обобщение и интерпретация статистической информации
Результаты статистических сводок и группировок могут быть представлены в виде статистических рядов – упорядоченных совокупностей значений показателей (статистического признака). По своему содержанию статистические ряды подразделяются на ряды динамики и ряды распределения. Рядом динамики называют си ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).