Как известно, наиболее ранней, но все еще действующей конституцией является Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года, хотя мировой конституционализм знает и более ранние конституционные акты, такие как Статут Великого Княжества Литовского 1529 года или Конституцию Филиппа Орлика 1710 года. Что касается России, то в отношении начала ее конституционного развития ученые расходятся во мнениях.
Так, В.А. Лебедев указывает, что первые конституционные идеи и проекты появились в России лишь в ХVIII веке. Некоторые же ученые относят первый опыт российского конституционализма к 1730 году, когда верховниками была предпринята попытка создать cословную конституцию, ограничивающую самодержавную власть посредством представительного органа и дающую дворянству сословные права, в связи с чем императрицей Екатериной II даже была созвана Уложенная комиссия.
Как бы там ни было, наиболее известными первыми конституционными проектами являются работы графа Н.И. Панина, А.Р. Воронцова. Внимание указанным вопросам также уделяли С.Е. Десницкий, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Ф.В. Кречетов. Дворянское сословие в конце ХVIII – начале ХIХ веков все больше начинает склоняться к идеям конституционной монархии, ограниченной парламентом, республиканского обустройства России, отмены крепостного права, развития местного самоуправления и так далее.
Наиболее известным проектом конституционного акта того времени, утверждавшим идею республиканской формы правления на территории России, является "Русская правда" П.И. Пестеля. Кроме того, в этом отношении также примечателен проект Н.М. Муравьева, утверждавший федерацию в качестве формы российского территориального устройства.
Начало ХIХ века ознаменовалось декабристским движением, многие участники которого также активно принимали участие в развитии идей конституционализма и разрабатывали собственные проекты конституционных актов. Эти действий осуществлялись, по большей части, в рамках соответствующих тайных обществ и практически не оказывали реального влияния ни на власть, ни на большую часть народа России. Кроме того, лидеры этого движения, как правило, имели слабое представление о традиционных, глубинных основах российского общества, а в качестве основного способа достижения выработанных ими целей чаще всего видели радикальные революционные преобразования.
Стоит отметить, что поначалу официальная власть также поддерживала идеи конституционного реформирования. Так, Александр I не только даровал конституцию Царству Польскому, но и присягнул ей. Отдельные законодательные акты того времени свидетельствуют о стремлении императора обеспечить неприкосновенность личности и частной собственности, смягчить уголовное законодательство.
Именно в этот период разрабатывались знаменитые конституционные проекты Н.Н. Новосильцева и М.М. Сперанского. При этом проект последнего представляет наибольшее значение. В нем решалось три основные задачи:
1) обоснование необходимости замены самодержавного правления конституционно-правовым государством;
2) введение института разделения властей;
3) определение соотношения прав, свобод и обязанностей личности.
Рассматриваемый важнейший этап конституционного развития России, как ни странно, был прерван именно выступлением декабристов от 14 декабря 1825 года, после которого доверие официальной власти к ним было безвозвратно утеряно, а отдельные инициативы конституционного характера перестали поддерживаться царской властью.
Однако к конституционным проектам все же вернулись в период правления Александра II. Многие авторы отмечают, что именно со второй половины XIX века начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Указанный процесс проходил достаточно медленно и сопровождался нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями. Наиболее известным проектом Основного закона того времени является проект М.Т. Лорис-Меликова от 11 апреля 1881 года.
Материально-правовая
классификация исков
По отраслям и институтам права в зависимости от характера спорного материального правоотношения выделяются иски, возникающие из гражданских, административных, налоговых, земельных и иных спорных материально-правовых правоотношений. Затем каждый вид иска (например, из гражданских правоотношений) под ...
Государственные властные структуры России
Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом. Государственное управление ...
Функция охраны правопорядка
Функция охраны правопорядка – это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).