Право и закон » Способы реализации норм административного права » Теоритические аспекты административно-правовой нормы

Теоритические аспекты административно-правовой нормы

Страница 1

В глубокой древности складывались представления о нормах жизни, об одобряемом и порицаемом поведении. Мифология давала членам племени общие представления о надлежащем и запрещенном (например, запрещалось убийство членов данного клана, людоедство и т.п.). Нарушители подвергались суровым карам (избиению, изгнанию из клана, смертной казни). В дальнейшем возникли представления о божественном происхождении правил поведения человека. Соблюдение этих правил поддерживал страх перед наказанием при жизни или неминуемо после смерти.

В античных государствах (Греция, Рим) обозначается четкая граница между одобряемым поведением, соответствующим справедливым нормам, и отклоняющимся от этих норм поведением.

В наше время деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм. Слово «норма» латинского происхождения (norma) и означает буквально: «регулирующее начало, правило, образец».

Если обратиться к словарю Даля, можно обнаружить, что «норма - это общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример; нормальное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность .».

Иными словами, норма - это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени и в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев. Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входят в него. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение. В юридической науке все действующие в обществе нормы называются юридическими нормами и представляют собой общеобязательные веления, которые облекаются в различные формы властных предписаний, регулирующих огромное множество общественных отношений.

Нормы права - общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой.

Вопрос понятия административно-правовой нормы достаточно широко и подробно изучен административным правом. Вместе с тем он продолжает оставаться актуальным и порождает множество дискуссий среди ученых-административистов. Проанализируем некоторые варианты определения административно-правовой нормы.

Профессор Н.Ю. Хаманева видит в административно-правовой норме «правило поведения, регулирующее общественные отношения управленческого характера». По ее мнению, нормами административного права регулируется довольно широкий круг общественных отношений, которые возникают как внутри системы исполнительной власти, так и за ее пределами. Автор перечисляет достаточно широкий спектр отношений, регулируемых административно-правовыми нормами, возникающих между субъектами исполнительной власти и другими участниками административно-правовых отношений (государственные предприятия, учреждения, организации, как находящиеся, так и не находящиеся в организационной подчиненности данных субъектов; исполнительные органы системы местного самоуправления; коммерческие структуры; общественные объединения; религиозные организации; граждане). Давая характеристику административно-правовым нормам, Н.Ю. Хаманева подчеркивает их общеобязательность, публичность, упорядоченность, правоприменительность, иерархичность.

Хотелось бы заметить, что Н.Ю. Хаманева отводит административно-правовой норме чисто номенклатурно-аппаратную роль, а ведь они распространяют свои правила поведения, адресованные не только вышеуказанным субъектам, но и всем иным возможным участникам регулируемых управленческих отношений.

Профессор Ю.А. Тихомиров предлагает понять смысл административно-правовой нормы через понимание такого феномена, как административно-правовое сознание. Именно оно и управленческая культура, по мнению автора, влияют на составление, композицию, толкование и применение административно-правовых норм.

Автор не формулирует трактовки административно-правовой нормы в ее четком определении, но вместе с тем выделяет следующие характерные для нее черты: « .ориентация на удовлетворение преимущественно публичных интересов; односторонне-властное волеизъявление стороны; широкая сфера усмотрения; преобладание директивно-обязательных норм; нормативно-ориентирующее воздействие; прямое применение административных санкций за правонарушения».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Экономическая функция
Экономическая деятельность государства также возникает вместе с самим государством. Она необходима была на первых этапах хотя бы для материального обеспечения функционирования самого государства: для содержания армии, закупки вооружения, содержания чиновничества, поддержания средств коммуникации и ...

Понятие и структура Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Рассмотрим один из видов федеральных органов исполнительной власти на примере Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функц ...

Виды правоотношений
Приступая к рассмотрению данного вопроса нужно отметить, что юридической наукой используется довольно широкий спектр оснований для классификации правоотношений. Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям. Так белорусские ученые А.Ф.Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru