Таким образом, проблема использования материалов ОРД в уголовном процессе, в частности на предварительном следствии, в настоящее время особенно актуальна. Это связано прежде всего с усилением организованности преступности, ее профессионализацией, с ростом активности противодействия правоохранительным органам, участившимися случаями угрозы, шантажа, направленных против свидетелей, потерпевших и других лиц.
Оперативные данные имеют тот же первоисточник, что и доказательства (результаты следственных действий), отраженные вовне следы события с признаками криминала, однако их форма существенно отличается от доказательств. Различия проводятся по степени достоверности содержащейся в них информации. Однако это суждение нуждается в уточнении, ибо достоверность степеней не имеет. Различие состоит в том, что полученные в результате этой деятельности оперативные данные не могут использоваться в уголовно-процессуальном доказывании непосредственно, а должны преобразовываться в доказательства в соответствии с процессуальным законом.
Результаты ОРД чаще всего вводятся в уголовный процесс в качестве таких доказательств, как документы либо вещественные доказательства. Однако в некоторых случаях ОРД может служить базой для формирования такой категории доказательств, как иные документы. Документы, составленные при осуществлении оперативно-розыскного мероприятия, сами по себе не являются иными документами. Материалы, исходящие от органа, осуществляющего ОРД, могут рассматриваться в этом качестве, если носят удостоверительный характер и содержат необходимые реквизиты (например, постановление о представлении органами расследования результатов ОРД, справка, акт либо рапорт о проведении оперативно-розыскного мероприятия).
Принятие решения об использовании результатов ОРД в доказывании по уголовному делу должно включать не только положительные ответы на вопросы, связанные с относимостью к уголовному делу данных, которые содержатся в делах оперативного учета, невозможностью без них установить существенные обстоятельства, выбором вида доказательств, через которые они будут введены в уголовный процесс, но и с представлением органам расследования сведений, необходимых для формирования, проверки и оценки соответствующих доказательств в процессе доказывания. Отрицательный ответ хотя бы на один из перечисленных вопросов должен вести к отказу от использования результатов ОРД в процессе доказывания, что, однако не исключает их использования для поиска возможных источников доказательств, выработки тактики и методики расследования.
ФЗ об ОРД среди оперативно-розыскных мероприятий не предусматривает такого вида, как изъятие предметов и документов. Налицо противоречие между законодательством и практикой. Чтобы его устранить, необходимо в перечень оперативно-розыскных мероприятий внести «изъятие предметов и документов». Также, при раскрытии преступлений требуется сочетать гласные и негласные мероприятия. Процесс раскрытия многих сложных преступлений можно представить следующим образом: получение информации из негласного источника, осуществление комплекса негласных оперативно-розыскных мероприятий, в зависимости от полученных материалов и обстоятельств дела — либо гласные оперативно-розыскные мероприятия, либо следственные действия.
Планировка территории как способ градостроительной подготовки
территорий и земельных участков
Содержание и порядок действий по подготовке документации по планировке территории определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации, законодательством Свердловской области, настоящими Правилами, муниципальными нормативными правовыми актами Талицкого городского округа. Решение о подготовк ...
Установление фактов, имеющих юридическое значение
В порядке особого производства суд устанавливает факты, от которых зависят возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении: факта нахождения на иждивении; факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, ра ...
Классификация основных прав и свобод
Говоря о правах и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем человека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении приоритетов при классификации прав и свобод - она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах по правам человека. - Личные права; ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).