В литературе высказано мнение о том, что основные начала гражданского законодательства – это нормы-принципы, а принципы гражданского права – это совокупность и норм-принципов, и принципов-идей. Структура нормы-принципа состоит из указания на конкретный принцип гражданского права и имеет два элемента: гипотезу и диспозицию. Диспозиция нормы-принципа всегда является сложной и представляет собой совокупность юридических императивов – отдельных самостоятельных правил, раскрывающих содержание конкретной нормы-принципа. Гипотеза нормы-принципа обнаруживается при реализации конкретного юридического императива ее диспозиции.
Совокупность норм-принципов гражданского права является самостоятельной подсистемой системы гражданского права и должна быть построена, как всякая иная система правовых явлений, на основе целостности, структурности, иерархии.
Следует отграничивать нормы-презумпций от норм-фикций как системоупрощающих элементов системы гражданского права. Во-первых, фикция – это заведомо ложное (неистинное) положение о чем-либо, а презумпция исходит из определенной (чаще высокой) степени вероятности, что ее содержание истинно. Во-вторых, фикция всегда неопровержима, презумпция – всегда опровержима. В-третьих, презумпция может быть сформулирована как императивным, так и диспозитивным способом, а фикция – только императивным.
Классификация гражданско-правовых норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования гражданского оборота, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества.
«Единство «истины», «правды», «справедливости» и веры в правопонимании
Пересветова
Многие исследователи усматривают в знаменитой фразе Пересветова: «Бог любит не веру, а правду» «блеск еретической мысли». Однако, ничего нетрадиционного эта фраза не содержит. Согласно постулатам Евангельского учения, вера и правда изначально взаимосвязаны. Христос сказал о себе: «Я есмь путь и ист ...
Роль и место ЦИК в разрешении избирательных споров
По мере формирования в Российской Федерации демократических институтов представительной и исполнительной государственной власти избирательные комиссии и судебные органы страны накопили за последние годы уникальный опыт разрешения спорных, конфликтных ситуаций при проведении выборов депутатов Госуда ...
Подрядные работы для государственных нужд
1. Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд и его особенности По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанн ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).