Правовой основой судебно-бухгалтерская экспертиза по уголовным делам является Конституция России, закрепляющие основные принципы, Уголовно-процессуальный Кодекс России, поскольку в нем закреплены порядок познания и производства экспертиза, а также права и обязанности эксперта. С помощью процессуального закона достигается получение нового источника доказательств. А также другие законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие как порядок судопроизводства, так и порядок бухгалтерского учета.
Основные принципы законодательства, в том числе и процессу, а нашли свое закрепление в Конституции, например: осуществление правосудия, только судом (ст. 118); независимость судей и их подчинение закону (ст. 120), равенство граждан перед законом и судом (ст. 123), принцип презумпции невиновности (ст. 49).
Уголовно-процессуальный кодекс России – юридическая основа судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовным делам.
Методом уголовно-процессуального права являются приемы и способы, используемые конкретными лицами на стадии уголовного процесса. К этим приемам относят вызов свидетеля, пострадавшего в органы дознания; очную ставку; изъятие документов; судебное следствие; судебные трения, последнее слово подсудимого и так далее.
Уголовно-процессуальный кодекс России – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере уголовно-процессуальных дел при возбуждении, расследовании, рассмотрении и разрешении уголовных дел.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в главе 27 "Производство судебной экспертизы" полностью посвящена производству экспертизы по уголовным делам. Кроме того, некоторые моменты производства экспертизы оговорены в других главах УПК России. Таким образом, порядок судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовным делам регламентируется статьями УПК России: 42, 47, 57, 61, 62, 70, 74, 80, 131, 164, 195-2-7, 217, 240, 246, 248, 256, 266, 269, 282, 283, 285, 335, 363, 364, 413, 453, 456.
Отдельные, но крайне важные особенности судебно-бухгалтерской экспертизы раскрыты в Федеральных законах: от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Также необходимо учитывать, что государственные судебные эксперты обязаны исполнять положения правовых актов, утвержденных соответствующими министерствами:
- Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации;
- Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации;
- Инструкции по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации;
- Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд
- Инструкции о производстве судебно-бухгалтерских экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции СССР (утв. Минюстом СССР 2 июля 1987 г. № К-8-463).
На последний документ следует обратить особое внимание, поскольку это единственный нормативный акт, регламентирующий проведение именно судебно-бухгалтерских, а не иных видов экспертиз.
Толкование указанных нормативных актов в части проведения судебных экспертиз в уголовном процессе содержат некоторые решения высших органов судебной власти. Крайне важным документом для адвокатов, судебных экспертов и судов является Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 г. № 1 "О судебной экспертизе по уголовным делам".
В отдельных судебных решениях прослеживается практика применения судами специальных знаний.
Таким образом, судебно-бухгалтерская экспертиза необходима тогда, когда собраны все материалы по делу и допрошены обвиняемые (подозреваемые и свидетели).
Государственная регистрация сделок с землей
Государственная регистрация прав и сделок представляет собой административный акт, обеспечивающий фиксацию соответствующих прав, определяющий момент их возникновения, но не вызывает эти права и не может рассматриваться как их основание. В целом вопросы государственной регистрации прав на недвижимое ...
Аффилированные лица
Под аффилированными лицами понимаются юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических или физических лиц в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 22.03.91 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В соответствии с п. 1 ...
Методика расследования контрабанды
Первоначальные следственные действия. Расследование контрабанды обычно начинается с факта ее обнаружения органами пограничной охраны или таможенниками. Если при этом задерживается лицо, у которого или при котором обнаружены объекты контрабанды, возбуждается уголовное дело и проводятся следующие сле ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).