Выборы – один из традиционных институтов представительной демократии, который совершенствуется на протяжении нескольких столетий по мере развития общества и государства.
Выборы представляют собой установленную конституциями и детализированную в законах государственно-правовую процедуру, во время которой граждане выдвигают представителей, формируют орган власти или избирают конкретное должностное лицо для выполнения каких-либо общественных функций. В юридической литературе имеются и другие определения выборов. В различных странах существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, выборы некоторых местных должностных лиц. Именно через процедуру выборов граждане участвуют в управлении государством, формируя законодательные и иные представительные органы страны. Путем выборов граждане реализуют свое активное и пассивное избирательное право, осуществляют контроль за деятельностью представительных органов и избираемых должностных лиц, высказывают в ходе избирательной кампании свои предложения по совершенствованию работы государственного аппарата и другим вопросам государственной и общественной жизни. Выборы также способствуют реализации принципа сменяемости государственной власти.
В статье 3 Конституции Республики Беларусь отмечается, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республики Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
Законодательство о выборах в разных странах существенно различается. Предметом законодательного регулирования является механизм выборов, порядок формирования избирательных комиссий, создание избирательных округов и участков, формы и методы предвыборной агитации, подсчет голосов, порядок голосования и подведения его итогов и ряд других вопросов. Регулируется деятельность политических партий, общественных объединений и граждан, участвующих в выборах, устанавливаются нормы уголовной и административной ответственности за нарушения процедуры выборов. В ряде стран избирательное законодательство кодифицируется (например, в Избирательном Кодексе Республики Беларусь), а в большинстве случаев избирательное законодательство представляет собой целый комплекс законов и подзаконных актов Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны.
Избирательное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти и некоторых должностных лиц, подготовку и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, а в некоторых государствах (включая и Республику Беларусь) нормами избирательного права устанавливается порядок отзыва депутатов.
Обычно понятие «избирательное право» используется в двух значениях: в объективном и субъективном. По вопросу его сущности в литературе можно встретить различные точки зрения.
Объективное избирательное право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и проведения выборов органов представительной власти или избрания должностного лица (например, президента).
Субъективное избирательное право выступает в качестве одного из важнейших политических прав граждан на участие в управлении делами общества и государства. Само избирательное право в этом смысле подразделяется на активное и пассивное, то есть право избирать и быть избранным.
В юридической литературе до сих пор не имеется единого мнения по вопросу определения избирательной системы. Некоторые ученые определяют избирательную систему как систему общественных отношений, которые возникают в связи с проведением выборов. При этом отдельные из них полагают, что данные общественные отношения как урегулированы правом, так и не урегулированы, т.е. основаны на нормах морали, обычаях, сложившейся практике и т.д.
Другие считают, что избирательная система – это определенный комплекс правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов. При этом в определении этого комплекса у них различные позиции.
Существует и точка зрения о том, что под избирательной системой понимается фактический порядок организации и проведения выборов.
Избирательная система определятся также и как совокупность основных (конституционных) принципов организации и порядка выборов в представительные органы, а также взаимоотношения депутатов с избирателями. В юридической и политологической литературе имеются и иные определения избирательной системы.
По вопросу сущности избирательной системы в узком смысле среди ученых меньше расхождений. Большинство из них определяют ее как способ (либо порядок или систему) распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Вместе с тем, отдельные исследователи при характеристике избирательной системы в узком смысле вводят в нее те или иные дополнительные элементы.
В мире существует большое количество избирательных систем. В каждой стране избирательная система создается в соответствии с политическими и культурными традициями, расстановкой политических сил в законодательном органе при принятии соответствующих избирательных законов, существованием многопартийных (однопартийных, двухпартийных и др.) систем в конкретном государстве и другими факторами. Однако разнообразие избирательных систем можно свести к двум основным видам: мажоритарная и пропорциональная. Промежуточное положение между ними занимает смешанная избирательная система.
Мажоритарная избирательная система получила свое название от французского слова majorite, что значит «большинство». Это наиболее старая избирательная система, именно на основе этой системы начали проводиться выборы в парламенты. Эта избирательная система основана на принципе большинства голосов избирателей при определении результатов голосования. Так, избранным считается кандидат, получивший на выборах установленное законом большинство голосов. В результате применения мажоритарной системы сложилось три ее основных разновидности.
Первая достаточно редко встречающаяся разновидность – мажоритарная система квалифицированного большинства. По этой системе для победы на выборах требуется, чтобы победивший кандидат получил квалифицированное число избирателей (2\3, 3\4) и другое квалифицированное большинство (более половины) голосов избирателей.
Второй разновидностью является мажоритарная система абсолютного большинства, которая более распространена, чем система квалифицированного большинства. Избранным считается кандидат, собравший больше половины голосов (50% голосов + 1). В связи с тем, что часто одному из кандидатов не удается набрать так называемое абсолютное большинство, выборы не заканчиваются с проведением первого тура. Тогда проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, которые набрали больше других голосов. Для победы во втором туре достаточно набрать больше хотя бы на один голос, чем другой кандидат.
Наиболее часто применяемая мажоритарная система относительного большинства. Это наиболее простая и эффективная система. Для победы на выборах кандидату необходимо получить число голосов, превышающее число голосов у любого из других кандидатов, и не обязательно больше половины. Данная система очень понятная и экономная в применении, потому что проводится в один тур, и в результате всегда избирается полный состав парламента. Кроме того, данная избирательная система часто позволяет сформировать в парламенте устойчивое большинство депутатов.
Мажоритарные системы часто критиковались за то, что при выборах в представительные органы в практически не учитывалось мнение тех избирателей, которые проголосовали против кандидата в депутаты. Еще в XIX веке начались поиски иных избирательных систем, которые и привели к созданию пропорциональной избирательной системы. Суть ее в том, что места в парламенте распределяются между партиями или избирательными блоками пропорционально числу поданных голосов за ту или иную партию или избирательный блок. Избиратели голосуют за партийные списки, а фактически за программу партии или избирательного блока. Условно говоря, если партия получает 10% голосов по стране, она будет иметь около 10% мест в парламенте. Эта система очень точно отражает мнение избирателей в стране.
После того, как избиратели проголосовали, устанавливается, так называемая, избирательная квота или избирательный метр – это необходимый минимум голосов, который должна собрать та или иная партия для того, чтобы получить депутатский мандат в парламенте. Каждая партия получает по избирательному округу столько мандатов или депутатских мест, сколько у нее избирательных квот. Избирательная квота вычисляется разными способами, но простейший способ состоит в следующем: общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Например, проголосовали 500 тысяч избирателей, а избрать необходимо 50 депутатов. В данном случае квота будет составлять 10 тысяч голосов. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту. Например, партия получила 52 тысячи голосов, следовательно, она получит 5 мест в парламенте. Две тысячи «лишних» голосов передаются другим партиям в соответствии со сложившимися процедурами. Они могут передаваться по принципу «наибольшего остатка», то есть передаются той партии, которая после распределения квот будет иметь наибольший остаток голосов.
В некоторых случаях (достаточно редко) законом может быть установлено единое для всех округов число голосов, которое необходимо для избрания депутата. Это называется «способом единого числа».
О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует тот факт, что во многих странах Европы (особенно с небольшим населением) используется именно эта система. Она позволяет учитывать политические симпатии всего населения, стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности не только крупных, но и небольших политических партий. Однако, в ряде стран для того, чтобы ограничить участие мелких политических партий в формировании парламента, используется так называемый «заградительный барьер» или «заградительный пункт». Сущность его состоит в том, что партии, получившие на выборах менее установленного процента голосов избирателей (обычно менее 3% или 5% голосов избирателей) к распределению депутатских мандатов в представительном органе не допускаются. Такой подход объясняется тем, что за данные партии голосует незначительное число избирателей, и они не могут полноценно представлять мнение избирателей в представительном органе. Кроме того, представительство значительного числа мелких партий в парламенте затрудняет формирование парламентского большинства и, следовательно, может повлиять и на стабильность правительства, если оно формируется парламентом или президентом на основе парламентского большинства.
В пропорциональной системе при определении результатов выборов учитываются голоса избирателей, поданные за всех кандидатов, и на основании суммы всех голосов подводятся общие итоги. Таким образом, пропорциональная избирательная система позволяет учитывать при распределении депутатских мандатов все голоса избирателей и способствует политическим партиям принимать реальное участие в формировании представительных органов.
Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет и свои недостатки. Она способствует увеличению числа партий. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено множество партий, сложно сформировать правительство, в тех случаях, когда правительство формируется парламентом на основе партийного большинства. Такое правительство также не всегда является стабильным.
Пропорциональная система не дает возможности избирателям оценить личные качества кандидата, поскольку они голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список.
Для устранения недостатков как при мажоритарной, так и при пропорциональной избирательной системах, в некоторых странах используется смешанная система формирования представительных органов. Существуют несколько вариантов применения смешанной избирательной системы. То есть данная система может быть двух видов.
Первый вид, когда в основном применяется мажоритарная система и дополняется пропорциональной.
В ряде стран (Германия, Россия) половина депутатов парламента избирается по одномандатным избирательным округам, а вторая половина – по общегосударственным партийным спискам. Избиратель, получив два бюллетеня, в одном из них голосует за кандидата по мажоритарной системе, а во втором – за партийный список по пропорциональной системе, что позволяет ему определить как конкретного кандидата, так и высказаться в поддержку определенной партии (избирательного блока). При смешанных системах нередко применяется и заградительный барьер (пункт).
Следует отметить, что идеальных избирательных систем в мире, скорее всего, нет, потому стране приходится выбирать ту, которая больше всего соответствует ее условиям, национальным традициям, структуре и составу населения, определенным этапам развития демократии, международно-правовым актам в области избирательного права.
Международные стандарты и критерии демократических и справедливых выборов определены рядом документов ООН и других международных организаций. Это Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Римская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Декларация о критериях свободных и справедливых выборов, принятая Советом Межпарламентского Союза 26 марта 1994 года, и другие документы.
Электронная сделка как форма обращения в
государственные контролирующие органы
Я выделил следующие основные виды электронных сделок в форме отчетности в государственные контролирующие органы. Электронная отчетность в ФНС Возможность отправлять налоговую отчетность через Интернет с помощью систем передачи данных появилась у российских предприятий в 2002 году. Отчетность в нало ...
Конфликт законодательной и исполнительной ветвей власти
и доработка проекта Конституции Российской Федерации
Для характеристики последующего развития событий, которое привело к вооруженному противостоянию политических сил, требуется уточнить, что параллельно с работой Совещания шла работа Конституционной комиссии над своим проектом, учитывавшим дополнения как "президентского" проекта, так и пред ...
Право на инспектирование и получение информации
Участники соглашения должны уполномочить компетентные органы на предоставление правообладателю достаточной возможности для инспектирования всех задержанных товаров, без ущерба для защиты конфиденциальных сведений (34). Они также должны уполномочить свои власти на предоставление эквивалентной возмож ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).