Высшей ценностью государства являются человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Эти закрепленные ст. 2 Конституции Росси положения лежат в основе раздела ХШ ТК.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью впервые в российском законодательстве было провозглашено в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, а затем получило нормативное закрепление в Конституции РФ. В качестве гарантии реализации этой конституционной нормы выступают положения ст.45 Конституции, предусматривающей государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, а также предоставляющей каждому возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Конвенция МОТ подчеркивает, что наиболее слабозащищенная сторона трудовых отношений – работник. Поэтому ему необходима государственная защита от произвола работодателя (хозяина). Разные государства имеют разный уровень такой защиты.
Развитие цивилизованных рыночных отношений в России невозможно без создания и функционирования системы правовой защиты интересов участников трудовых отношений.
Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 года определяет Россию как федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.
Новое содержание получило в ней и традиционное право на труд. Право человека на труд является одним из самых принципиальных, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества. Сегодня граждане Российской Федерации могут реализовать это свое конституционное право в самых разнообразных формах. При этом существенно изменилось его содержание: труд свободен, и каждый имеет возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Одновременно запрещается принудительный труд.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Однако при этом интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии существования трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов.
Актуальность защиты трудовых прав работников обусловлена изменениями в социально-экономическом устройстве страны и связанным с этим реформированием трудового законодательства. С переходом к рыночным отношениям увеличилось число нарушений трудовых прав работников. В то же время построение правового социального государства невозможно без совершенствования юридических гарантий осуществления трудовых прав работников и форм их защиты.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что в условиях декларирования (ст. 1 Конституции Российской Федерации) построения демократического правового государства, утверждения надежно гарантированной свободы личности немыслимо оставлять без глубокого переосмысления проблему организации правовой защиты трудовых прав работников. Для устранения очевидного разрыва между декларируемым в законодательстве положением и реальной практикой необходимы научные исследования, посвященные выяснению возможных путей совершенствования защиты трудовых прав.
Исследование проблем защиты трудовых прав работников представляет собой особый теоретический и практический интерес по ряду причин.
В условиях становления в нашей стране нового рынка труда, расширения безработицы и появления многообразия работодателей необходимо выработать концептуальные основы новой государственной политики в области организации правовой защиты трудовых прав работников.
В связи с расширением работодателей, изменением характера собственности этих работодателей государство должно будет думать не столько о регулировании трудовых отношений как таковых, а сколько об организации надлежащей защиты трудовых прав работников. Создание оптимальных условий труда, интегрирование норм трудового права, призванных защищать права и интересы работников, с нормами международного права и, в первую очередь, положениями Конвенций МОТ - вот те основные, на наш взгляд, заботы и нашего государства на ближайшие годы.
Отсюда и та большая актуальность в научном исследовании проблем защиты трудовых прав работников. Уже сегодня необходимо исследовать все параметры и содержание защиты трудовых прав работников.
Теоретическую базу исследования составляют труды ученых в области общей теории права, конституционного, трудового и гражданского права.
В основу исследования положены труды ученых: Колобовой С.В., Толкуновой В.Н., Алексеева С.С., Мордовец А.С., Ведяхина В.М., Шубина Т.Б.,Коршунова Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломова Б.А., Миронова В.И., Гусова К.Н. и др.
Целями исследования являются: рассмотрение функций профсоюзов, Федеральной инспекции труда их правового статуса в сфере труда с точки зрения защиты трудовых прав работников; юридический анализ деятельности профсоюзов, Федеральной инспекции труда в этой области, а также законодательства с точки зрения необходимости его совершенствования для усиления защиты трудовых прав работников; рассмотрение способов самозащиты трудовых прав.
Исходя из целей исследования, поставлены следующие задачи:
- определить понятие правовой защиты трудовых прав работников.
- определение понятий «функции профсоюзов», «защита трудового права».
- рассмотрение форм реализации защитной функции профсоюзов, Федеральной инспекции труда;
- рассмотрение проблем судебной защиты трудовых прав;
- рассмотрение основных способов самозащиты трудовых прав
- выявление неточностей, противоречий и пробелов в правовом регулировании деятельности профсоюзов по защите трудовых прав работников;
- определение системы и содержания профсоюзов, федеральной инспекции труда области защиты трудовых прав работников ;
- сделать определенные выводы.
Нормативную правовую основу исследования составляют Конституция РФ, Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), а также другие международные документы, российское законодательство, законодательство субъектов РФ, подзаконные нормативные акты. Кроме того, исследована правоприменительная практика.
Методологической основой является совокупность научных методов и приемов исследования включающая в себя комплексный анализ явлений и процессов: диалектико-логический; системный; технико-юридический и другие.
В настоящем исследовании содержатся предложения, направленные на решение названных проблем. Они предполагают сохранение преемственности с ранее действовавшими правовыми нормами, расширении круга договорного регулирования трудовых отношений, использование международно-правовых актов.
защита трудовое право работник
Теоретико-правовые аспекты
недвижимости, как объекта гражданского права
Сложную ситуацию в правовом регулировании отношений, связанных с недвижимостью, определяют две главные причины: 1) размытость критериев разделения имущества на движимое и недвижимое; 2) отсутствие четкого понимания смысла и назначения процедур государственной регистрации прав. Рассмотрение вопроса ...
Процедура наблюдения. Правовое положение временного
управляющего
В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. С датой ...
Снятие с регистрационного учета
Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости в следующих случаях: - признания граждан занятыми; - прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости с ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).